Марина Благодатная
Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
Дошкольный возраст – стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей помогает художественная литература.
Публикация «Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной жизни, народного чувства в области народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.
Цель нашей работы: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Задачи:
• Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка
• Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
• Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.
• Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Мы - воспитатели, с учетом доступности, включаем их в повседневный разговор с ребенком, во все режимные моменты.
Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ. В своей работе с детьми мы используем следующие виды фольклора :
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Слова потешек, их ритм не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Когда дети слышат потешки, прибаутки, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность.
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит», в качестве поучения и наставления: «Не сиди сложа руки, не будет скуки», в качестве порицания : «Много шуму - мало толку», в режимных моментах, относящиеся к еде и сну: «Что поставят, то и кушай», «Одно ухо спит, а другое слушает» и др.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Основное предназначение песни – убаюкать ребенка. Через колыбельную песню происходило самое первое приобщение к родному языку, к родным мелодиям, знакомство с традиционными образами, встречающимися в песнях и сказках.
Перевертыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Важно понимать, что дразнилка - не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Мирилка - небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы помириться.
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.
Зазывалочки. Уборка игрушек – процесс скучный, но, если из уст воспитателя слышны зазывалочки, способствующие формированию аккуратности и порядка, из скучного дела превращается в привлекательное мероприятие.
Заклички - короткие рифмованные приговорки, связанные с народным календарем. Они давали детям поэтическую форму общения с миром природы – с птицами, солнцем, дождем. По происхождению заклички связаны с магией слова, которое должно было воздействовать на силы природы.
Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка прочно вошла в детский быт. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу. В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пойте детям колыбельные песни», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества», «Пословицы и поговорки про хлеб» и др. Проводили конкурс рисунков «Моя любимая сказка». В группе оформили альбом по устному народному творчеству, который постоянно пополняется интересными потешками, песнями, пословицами и т. д., доступные для детей.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод: используя широко все виды фольклора, как часть художественной литературы, мы помогаем детям сохранить особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую культуру и нести это наследие новым поколениям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей и средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.