Смирнова Евгения Владимировна
Воспитание гражданской идентичности и самостоятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский возраст (второй, третий год жизни) является уникальным периодом в жизни человека. Ребенок открывает для себя много нового, в частности, предназначение окружающих его предметов, и старается их использовать функционально и по назначению: ест ложкой, пользуется предметами гигиены (мылом, полотенцем, салфеткой, варежки надевает на голову, а носочки на ножки и т. д.
Темочки:
Малыш получает огромное удовольствие от неоднократных повторений, а при положительном результате, - огромное удовлетворение, убеждаясь снова и снова в своих возможностях и радуясь самому действию. Дети так стремятся к самостоятельности, что ученые даже назвали период раннего возраста «Я сам!». Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых важных, актуальных, и востребованных в изучении и всестороннем анализе. Формирование самостоятельности в бытовом поведении является составной частью социально-коммуникативного развитие и направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В таком возрасте без помощи взрослого ребенку не обойтись. Именно взрослый показывает пример малышу, обогащает его знаниями, развивая его умения и навыки самостоятельности и самообслуживания.
Самостоятельность в общепринятом понимании – это независимость, способность и желание человека выполнять действия и совершать поступки без участия других людей. Становиться самостоятельным – объективная необходимость и естественное желание ребенка. Ребенок в большей степени, в отличие от взрослого, старается проявить свое «Я», самоутвердиться в полученных знаниях, доказывает и убеждает взрослого, что способен сделать многое не хуже и без помощи других. Таким образом, дети формируют свой жизненный опыт под влиянием примера и воспитательного воздействия взрослого, отрицают или, напротив, принимают их, и на основании этого формируют свои самостоятельность и поведение.
А М. Монтессори представляет самостоятельность и независимость как биологическое, природное свойство человека. Природа изначально дает людям возможность формирования всех необходимых умений и навыков ребенка, реализации способностей, закреплению полученных знаний. Все этапы формирования и развития ребенка – от приобретаемых навыков и умений в движениях, способности переворачиваться, улыбаться, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты) – это путь ребенка к независимости от взрослых. Самостоятельность не дает неограниченной свободы действия и поступков, она всегда ограничена рамками принятых в обществе норм и устоев. Любому ребенку важно видеть и осознавать положительную оценку его действий значимым для него взрослым – мамой, папой или педагогом. Им необходимо радовать взрослых своими новыми успехами и достижениями. Самостоятельность ребенка никак не связана с его неосознанным поведением. В основе самостоятельности ребенка любого возраста заложена воспитательная и руководящая деятельность взрослого.
Степень самостоятельности детей увеличивается в процессе их развития, с возникающими у них способностями выполнять более сложные физические и умственные действия. То, что представлялось проявлением самостоятельности у детей 2-3 лет (например, умение одеваться, аккуратно кушать, складывать игрушки и т. д.) уже нельзя считать проявлением того же качества у более взрослых детей. Стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Эту потребность ребенка следует поддерживать и развивать. В стремлении и желании «Я сам!» ребенок реализует способность к активному осознанию окружающей действительности, к самоутверждению. Если постоянно подавлять это стремление, то дети становятся малоактивными, не готовыми принимать какие-либо трудности. Они постоянно ждут, когда за них все выполнят взрослые. Вот поэтому необходимо взять за правило: никогда не выполнять за ребенка те действия, которые он может сделать сам, а новое, пусть незначительное, по мнению взрослого, достижение поддерживать. То, что для взрослых кажется легким и незначительным, от ребенка может потребовать больших усилий. Ни в коем случае не следует подвергать насмешкам его первые неумелые шаги действия. Малыш зачастую нуждается в одобрении, совете. Это позволяет развивать и формировать уверенность в своих собственных силах.
Различают три составляющих компонента формирования самостоятельности в бытовом поведении детей младшего дошкольного возраста :
1. Ребенок выполняет несложные действия вместе со взрослым, внимательно наблюдает и следит за его движениями, слушает его объяснения, старается подражать родителю или педагогу. -Ребенок с удовольствием выполняет действия рядом со взрослым, наблюдает за его движениями, подражает, копирует его во всем. Взрослый делится с ребенком знаниями, развивает его умения и навыки. Способы обращения с предметами домашнего обихода (одежда, игрушки, бытовые предметы) в этот период стандартны, редко изменяются. Вначале малышу сложно освоить умение кушать с помощью ложки, пить из кружки. Основное его внимание направлено на пищу. Со временем он начинает определять взаимосвязь между действием и тем, на что оно направлено, начинает прикладывать свои усилия, для того чтобы получить желаемый результат, запоминает, как этого добиться.
2. Становление первых элементов планирования - ребенок выполняет ряд действий в определенной последовательности. -Малыш уже сам обращается к взрослому: «Посмотри, получилось!», или «А как?». Он нуждается в одобрении поддержке своих действий со стороны взрослого. Родители, сопровождают показ действий пояснениями, учат малыша простейшим элементам планирования. Вымыть руки перед обедом - значит выполнить определенный порядок действий последовательно.
3. Овладение способностью сопоставлять результат действий с поставленной в начале самостоятельной деятельности целью. - С ростом уровня умелости у ребенка формируется желание быть самостоятельным и независимым от взрослых. В деятельности ребенка реализуются все полученные до этого навыки, знания и умения, а также опыт предшествующей деятельности. Формирование способностью соотносить результат действий с поставленной целью. Этому ребенок будет еще учиться.
Целесообразность формирования и развития самостоятельности обусловлена потребностями общества в индивидах, способных мыслить творчески, осуществлять научную и практическую деятельность во благо человечества. А достижение таких результатов в деятельности человека возможно, в том числе, и в процессе развития самостоятельности, которая дает возможность человеку ставить новые задачи, решать новые проблемы, преодолевать различные препятствия и находить новые решения.