Наталья Сейбель
Родительское собрание «Игра как средство развития фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
"Игра как средство развития фонематического слуха"
Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Зачем же нужен фонематический слух, спросите Вы?
Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.
Публикация «Родительское собрание „Игра как средство развития фонематического слуха“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
При восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака, звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов в дальнейшем к неправильному произношению (например дом-том, рак-лак, лук-люк) Эти недостатки мешают правильному пониманию речи, как самим говорящим, так и слушающим, так же теряется и смысл высказывания.
В своей работе, я использую фонетическую ритмику- это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков,слогов,слов,текстов, сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса)
Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного произношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи.
Игры на развитие фонематического слуха :
1. Игра «Тихо-громко»
Дети «поют» один и тот же звук с изменением силы голоса от тихого звучания до громкого. Дети медленно разводят руки в стороны и одновременно произносят гласный (а-а-а-а…А). Звук произносится на одном выдохе.
2. Игра – соревнование «Кто дольше?»
Соревнуются два ребёнка или ребёнок с мамой (дома, кто дольше сможет произнести на одном выдохе гласный звук. Выигрывает тот, чей голос звучал дольше, не прерываясь.
3. Игра – «Узнай и назови»
Дети должны узнать звук по беззвучной артикуляции и движениям. Это могут быть отдельные звуки и звуковые цепочки, состоящие из разного количества гласных звуков
4. Игра- цепочка звуков «Повтори за мной»
Ребёнок должен запомнить как можно больше звуков «А-О-У-Э» на одном выдохе. Затем постепенное увеличение объёма «А-О-У-Э-И»…
5. «Игровые ситуации с гласными звуками»
Звук У – пугают Бабу –Ягу, Кощея –Бессмертного
Звук О – удивляются летящему по небу слону
Звук А – просыпаются утром и радостно
Звук Ы – растягивание пружины или тренировка силачей
Звук И - растущие к солнышку колоски
Звук Э – растаявшее мороженое
Могут быть и другие сюжеты для игровых ситуаций.
6. Игра- «Поймай звук» (ряд звуков, слогов, слов)
Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук (например звук Э)
- звуки: Э,А,О,У,И,Э,Э,И,О,Э…
- слоги: ЭТ,ЭН,АН,УН,ЭМ,ОП,ЭТ…
- слова: Эмма, это, стул, этаж, этажерка, экскаватор… (звук Э должен быть ударным)
7. Игра «Язык Марсиан» (цепочка слогов)
НА- ПА-БА, МА-ТА-ВА….
Ребёнок сам может придумывать разные слоговые цепочки.
Потом незаметно переходим «Какой слог лишний»
СА-СА-СА-ЗА
ПА-ПА-ПА-БА
КА-КА-КА-ТА
ГА-ГА-ГА-ДА
8. Игра «Попугай» (звонкие и глухие звуки)
Па-ба, са-за, да-та, ка-га, ка-ха, ва-фа, жа-ша
9. Игра «Определи последовательность звуков»
Например: АУ
Сколько звуков? Какой первый? Какой второй звук?
Дальше на усложнение 3-4 звука.
10. Игра «Какой первый звук в слове?»
Ребёнок должен выделить первый звук в слове (сначала это должен быть гласный ударный звук)
Игры на основе фонетической ритмики способствуют улучшению фонематического слуха, так как сочетают в себе три компонента – эмоциональный, двигательный и речевой.