Гаяне Чилингарян
Воспитание доброты у детей в детском дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Л. С. Лахина,
В. Н. Куянова,
Г. С. Чилингарян,
воспитатели средней и младшей группы
МОУ «Начальная школа п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
Публикация «Воспитание доброты у детей в детском дошкольном учреждении» размещена в разделах
Аннотация. В данной статье рассматривается воспитание у детей дошкольного возраста, любви к ближнему, формирование доброты, дружбы, ответственности. Формирование этих качеств развивается в детском дошкольном учреждений с применением различных методик и направлений.
Особое внимание уделяется ролевым играм с участием самих детей. Показано, что с внедрением различных методов игровой деятельности ребенок лучше усваивает их и понимает их сущность.
Ключевые слова: воспитание доброты, театрализованная деятельность, формирование нравственности, сказка как игра
Будьте добрее, когда это возможно,
А это возможно.
Далай –лама
Нравственное воспитание является одним из определяющих факторов морального состояния современного общества, его жизнеспособности и продуктивности.
Необходимостью воспитания доброты как одной из главных ценностей нравственного воспитания должно начинаться с раннего возраста. Большое влияние на развитие эти качеств оказывает семья и детские дошкольные учреждения.
Воспитание доброты- одна из основных сторон воспитания ребенка.
Исследования (Л. М. Шипицына, Э. Эриксон и др.) свидетельствуют о важности усиления роли нравственного воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, выявления возможностей и особенностей воспитания нравственных чувств, гуманных отношений у детей, о необходимости использования педагогических технологий, направленных на воспитание доброты.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются :
- создание эмоционально-положительного климата в семье и группе;
- обыгрывание различных ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, воспитатели-педагоги используют все доступные формы и методы работы, такие как подвижные и сюжетно-ролевые игры; образовательную деятельность; чтение художественной литературы, сказок, загадывание загадок; рассматривание картин и иллюстраций; организацию выставок детского творчества и другие.
Игра является наилучшим средством воспитания детей, т. к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми.
Немаловажную роль в воспитании чувства доброты оказывает сказка. Сказка одно из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Именно в сказке отражена реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений и чувств. Сказка развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. При этом важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты. Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Через прочитанную взрослым сказку, через «прожитые» ребенком чувства в процессе чтения произведения, он может реализовать возникшие образы и обыграть их в театрализованной деятельности.
Во время игры ситуации проявления доброты легче организовать, чем в обычной жизни. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
Для этого необходимо: учить детей сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей : «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей».
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика – сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых, а затем это перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественным желанием и потребностью.
Наиболее важным моментом в воспитании доброжелательности, чуткости, уважения является личный пример самих взрослых (родителей, воспитателей и т. д.). Авторитет взрослого всегда стоит на первом месте. Поскольку каждый ребенок выбирает свой авторитет, взрослый должен понимать, что именно его поведение, мнение, отношение влияет на духовно - нравственное воспитание ребенка.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами, правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
ЛИТЕРАТУРА
1. РуденкоВ. И Родители и подростки: умные отношения-«Феникс»-2012-219с
2. Б. М. Теплов «Психология»; «Дошкольное воспитание» журнал, 1999г., №11
3. Слуцкий В. Растим вместе: как помочь ребенку стать счастливым-«феникс»2012-364с