Елена Болдырева
Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Болдырева Елена Юрьевна,
Воспитатель
МАДОУ детский сад №7
г. Лебедянь
Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии
Отправная точка в работе педагога дошкольного учреждения - развитие двигательной активности воспитанников, в которой дети творчески познают возможности своего тела, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с основами актерского мастерства.
Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Одним из направлений эстетического воспитания является развитие музыкального вкуса и кругозора, привитие ребенку чувства любви к своему телу, формирование навыков музыкального восприятия, грациозности, изящества движений. Все эти навыки можно развить в ребенке на занятиях хореографии. В танце ребенок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувства ритма, уверенность в себе, развить выразительность. Танец помогает ребенку научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, а также воспитывается выносливость. Корректируется осанка, координация, постановка корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.
Детство особенно восприимчиво к музыке, танцу, и именно поэтому мы смотрим на хореографическое воспитание наших детей как на важный и нужный процесс.
С большим желанием дети занимаются в хореографическом коллективе «Веснушки», под моим руководством, в своем детском хореографическом коллективе нахожу подход к каждому воспитаннику, ведь нужно заинтересовать и увлечь каждого ребенка. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда обучаемый еще совсем маленький человек, но все зависит от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца. В каждом из них заложены огромные возможности, которым необходимо помочь развиться. Мои дети с удовольствием танцуют не только на утренниках, но и являются участниками буквально всех мероприятий детского сада, с энтузиазмом выступают на праздниках города и района. Несмотря на свой юный возраст, а танцорам всего- то пять – шесть лет, коллектив имеет достижения на районных, областных, межрегиональных, Всероссийских и Международных конкурсах.
Танец - это творческий процесс. Использование творческого воображения детей и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к росту уверенности в себе и повышению самооценки.
Похвала и признание успеха и хорошей работы играют важную роль в процессе преподавания, особенно когда они выражены с энтузиазмом. Слова одобрения должны быть особенными, поскольку их слышат все, и они должны напоминать детям об основных моментах, на которые следует обратить внимание.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития.
Хореография в процессе воспитания ребенка затрагивает эмоциональную и духовно – нравственную сферу через показ, имитацию человеческих характеров, способствует формированию моральных качеств. Результатом этого становится то, что ребенок начинает различать плохое и хорошее, чувствовать прекрасное начало, приобщаться к миру духовности и красоты.
Цель хореографии для воспитания ребенка :
Полноценно совершенствовать эстетические возможности ребенка.
Задачи:
-развивать творческие способности
-развивать физическую активность
-сделать физическую нагрузку оптимальной
-формировать эстетические впечатления
-развивать чувства ритма;
-научит слышать и понимать музыку;
-согласовывать движения с музыкой;
-развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию;
-развивать выразительность и изобразительность;
-формировать правильную осанку;
-прививать основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе;
-прививать представление об актерском мастерстве.
Танец в отличие от других предметов, снимает перегрузку. Улучшает физическое и душевное состояние детей.
Танец - это средство для дружелюбного общения и совместной деятельности и цель педагога предоставлять возможность работать индивидуально, с партнерами и в группах, исполняя различные роли.
Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности.
Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия.
Танец - это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.
Занятия, проводимые мною, сплачивают детей. Развивают чувство требовательности. Принципиальности, ответственности, в танце проявляется характер и духовные качества личности.
Занимаюсь с многодетной приемной семьей, с которой выезжаем на конкурсы районного, Международного уровня;
- районный конкурс «Яблочный край, ягодный рай»
- районный конкурс «Бал в нашем городе»
- районный конкурс «Дорогою добра»
- районный конкурс «Звездочки Лебедяни»
-Международный конкурс «Мир волшебного искусства» г. Липецк
- Международный конкурс «Звездный шанс»» г. Липецк
- Международный конкурс «Звездный путь» г. Липецк
- Международный конкурс «Звездный мир творчества» г. Липецк
Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.
На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни воспитанники проникаются уважением к народным традициям.
Репертуар моего детского коллектива украшают постановки;
-«Родина любимая моя»
-«Черноморочка»
-Хороводы с платочками;
-«Ангел летит»
-«Танец овечек»
-«Мир, в котором я живу»
-«Васильковые поля»
-«Ангелы добра»
-«Варенька»
-«Подари колечко»
- танцы на основе русских народных сказок;
-«Муха цокотуха»
- «Бегемотик»
-«Стрекоза и муравей»
-«Цветик - семицветик»
-«Цветочная мелодия»
-«Детская полька»
-«А енот в коробке живет»
Народно-сценический танец дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального коллектива.
В детском коллективе утверждаются отношения доброжелательности, взаимной заботы, ответственности друг за друга, коллективного долга. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда.
Сказка является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославление труда, в защите слабых и обиженных.
Так, дети с удовольствием танцевали хореографическую постановку «Муха – цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Цветик – семицветик», «Бегемотик», «А енот в коробке живет»
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре развития этого сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только положительные эмоциональный, но и нравственный заряд.
Сцена, танец — это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличие от настоящей жизни побеждает всё же, добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. Это главное, определяющее нравственности. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения. Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества. Но самый главный учитель нравственности - это его величество ТАНЕЦ! Как сказал Игорь Моисеев: «Танец - мать всех языков», а значит, посредством танца мы можем донести духовные ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров. Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка. Неся со сцены красоту и доброту, человек не может быть безнравственным.
Результатом моей работы являются выступления на конкурсах районного, областного, межрегионального, Всероссийского. Международного уровня.
Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаем детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе. Огромную радость и восторг вызывают танцующие дети. Но моя задача – это привитие дошкольникам интереса к хореографии, содействие всестороннему развитию ребенку, посредством танца пробуждать у ребенка светлые и радостные чувства.