Людмила Черноусова
Воспитание бережливости и финансовой культуры у старших дошкольников посредством применения игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Зерщикова Инна Владимировна,
Черноусова Людмила Анатольевна,
воспитатели МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети стихийно включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, непроизвольно овладевая первичными экономическими знаниями на начальном уровне. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Воспитание бережливости у детей невозможно осуществлять без освоения финансовой культуры.
Публикация «Воспитание бережливости и финансовой культуры у старших дошкольников посредством применения игровой технологии» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Бережливость – это нравственное качество личности, характеризующее заботливое, бережное отношение людей, к материальным и духовным ценностям, к собственности.
Средний дошкольный возраст предназначен для подготовки ребенка к воспитанию основ осознанной бережливости и экономности с участием взрослого. Дошкольнику 4-5 лет достаточно научиться беречь свои игрушки, книжки. Бережное отношение к игрушкам и книжкам легко формируется потому, что эти вещи дороги ребенку, потому что они ему необходимы в играх, потому, что их подарила мама и т. д. Когда же игрушка поломалась, в группе открывалась «Ремонтная мастерская игрушек», «Лечебница для книг». К ремонтным работам привлекались мастера – родители, за действиями которых с увлечением следили дети, выполняя посильную работу.
Детей также интересовал вопрос: откуда игрушки появились? Педагоги познакомили детей с рукотворным миром: производством игрушек, одежды, обуви, мебели и т. д. Человек для своей жизни научился изготавливать различные предметы, которые удовлетворяли жизненные потребности: в еде, одежде, в жилище. Все эти понятия дети приобретали в дидактических играх, упражнениях «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?» и другие.
Все предметы рукотворного мира производят люди определенных профессий в мастерских, на заводах и фабриках, выращивают в поле и на фермах. Через игры «Кому что нужно для работы», «Откуда рубашка пришла?», «Хлеб всему голова» и другие дошкольники знакомятся с профессиями и той продукцией, которую они производят.
В среднем возрасте закладывается фундамент бережливого сознания и финансовой культуры. Основные понятия финансовой культуры способны воспринять дошкольники старшего возраста, у которых также воспитывается рациональная бережливость.
Погружение дошкольников в финансовую культуру происходило одновременно с воспитанием у ребенка рациональной бережливости. Ребенку не достаточно напоминать постоянно о бережном обращении с вещами, деньгами, необходимо научить его правильно вести себя в той или иной экономической ситуации, просчитывать результаты от своих поступков.
Чтобы обучение не превратилось в назидание, педагоги подобрали дидактические игры и упражнения, составили проблемные игровые ситуации, подготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм экономической направленности. Вопросы финансовой грамотности тесно переплетались с нравственным аспектом – воспитанием бережливого сознания у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Учитывая индивидуальные особенности детей старшей группы и их неподготовленность в вопросах финансовой грамотности, педагоги выстраивали образовательный процесс поэтапно, постепенно усложняя познавательный материал, упражняя и закрепляя полученные знания в сюжетно-ролевых играх. Играя, дети не подозревали, что усваивали новые знания, овладевали умениями и навыками финансовой культуры и бережливости. В работе с детьми педагоги использовали народную мудрость в пословицах и поговорках, а также в русских народных сказках, где в небольших по объему фразах вмещался глубокий и точный смысл правильных жизненных поступков, проверенных веками. Педагоги подобрали к каждой теме пословицу или поговорку, которая сама по себе представляла проблемную ситуацию, с которой дети знакомились и доказывали ее точность.
Каждая последующая тема логично вытекала из предыдущей, выстраивалась последовательная цепочка экономических понятий и закономерностей: у человека существуют определенные потребности в пище и вещах, которые человек производит трудясь, за который он получает деньги, составляющий доход семьи, оплачивает приобретение товаров и услуг (расход). Погружая дошкольников в мир финансовой грамотности, педагоги упражняли детей в собственной бережливости как в группе, так и в домашних условиях. Создав в группе проблемную ситуацию «Я могу помочь семье сберечь семейный бюджет?», дети сами определяли свои бережливые действия : экономить воду, электроэнергию, газ. Они сами проанализировали выгоду от таких действий. На помощь педагогам пришли такие дидактические игры как «Бережливая капелька», «Полезные приборы», «Сортировщик», настольно-печатная игра «Парные картинки».
В подготовительной к школе группе дошкольники знакомились многообразием монет и банкнот, изучали возможности сохранения и преумножения сбережений в банках. Большое внимание педагоги уделили рекламе товаров и услуг, которая играет важную роль в распространении произведенных человеком товаров. Дошкольники организовали свое рекламное агентство и составляли рекламные буклеты тех предметов, которые изготовили вместе с родителями для ярмарки к совместному с родителями мероприятию «День матери».
Если дети старшего возраста оценивали бережливость материальных благ : воды, электроэнергии, газа и тепла, то с дошкольниками подготовительной группы педагоги говорили уже и об экономии времени. Сюжетно-ролевая игра «Наведем порядок» помогла дошкольникам познакомиться с еще одним источником бережливости : если все лежит на своих местах – не тратится время на поиски необходимой вещи, игрушки. Отсюда и название темы «Делу время, потехи – час».
Дошкольники с помощью педагога составили Правила бережливого дошкольника. Каждое правило дошкольники зарисовали в виде карточки и составили дидактическую игру «Правильно - не правильно», с помощью которой упражнялись в формировании бережливого сознания.
Но какая бы не была зависимость человека от материальных ценностей, важнее денег может быть только милосердие и доброта человеческой души. В конце учебного года старшие дошкольники участвовали в благотворительной акции «Подари игрушку малышу», когда дети с разрешения своих родителей дарили малышам свои игрушки и поделки, изготовленные своими руками.
Анализ проведенной работы отразил положительную динамику в воспитании бережливости и сформированности финансовой культуры у детей дошкольного возраста : возрос процент детей, которые проявляли ярко выраженную финансовую грамотность, устойчивый интерес к познанию экономических понятий, способность отразить полученные знания в играх.
С переходом к школьному обучению у детей возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание финансовой культуры, бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.
Используемая литература:
1. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] : примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002. – 58 с.
2. Лунева Г. Играем в экономику // Дошкольное воспитание, 2003. - №10. - с. 51-53.
3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие/ А. А. Смоленцева. - СПб: Детство-пресс, 2002. – 176 с.
4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников : Учеб. - метод. пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.