Бессмертных Владимир Александрович
Вопросы усвоения учащимися учебного материала и основные факторы, влияющие на этот процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы усвоения учащимися учебного материала и основные факторы, влияющие на этот процесс
Детско-юношеский центр «Контакт»
Г. Екатеринбург
Педагог дополнительного образования
Бессмертных В. А.
Вопросы усвоения учащимися учебного материала и основные факторы влияющие на этот процесс
Важность хорошего усвоения знаний учащимися в центрах дополнительного образования в настоящее время становится все более актуальной. Система дополнительного образования ширится по всей стране, что говорит об её востребованности в нашей жизни. Учащимся необходимо не только механически запомнить учебный материал, но и хорошо разобраться в нём, и затем научиться применять полученные знания практически. Качество полученных знаний и навыков учащимися не только характеризует работу педагога, но и отражается на дальнейшей деятельности учащихся, если они выберут в дальнейшем предмет обучения важным или основным направлением в своей самостоятельной деятельности.
Публикация «Вопросы усвоения учащимися учебного материала и основные факторы, влияющие на этот процесс» размещена в разделах
Однако на пути познания и практического использования полученных знаний и навыков всегда бывает множество сложностей. Здесь всегда имеются как объективные, так и субъективные факторы. Для каждого отдельно взятого учащегося бывает свой собственный набор этих факторов. Если говорить о факторах субъективных, то они могут выражаться в различиях по состоянию здоровья, индивидуальном режиме занятости, графике и интенсивности занятий учащегося, особенностях внутрисемейных отношений, материальном обеспечении, индивидуальных способностях ребёнка к той или иной области знаний и ещё многое другое. К объективным факторам могут относиться любые факторы, ограничивающие возможности учащегося плодотворно заниматься, вопреки его желанию, например, отдалённость учебного заведения и проблема с транспортом, болезнь педагога, или собственный недуг, недостаток или отсутствие учебных материалов (литературы) или слабая материальная база для обучения и т. п.
Как видим, процесс обучения и познания может быть ограничен многими причинами. И для качественного обучения всегда важно минимизировать негативные факторы и напротив, по максимуму задействовать позитивные. Однако, мы реалисты и понимаем, что в жизни ничего идеального не бывает, приходится отталкиваться от реально существующей ситуации. И, как в театре, который начинается с вешалки, подходить к учебному процессу нужно с момента отбора и, возможно, анкетирования и зачисления в группы новых учащихся, беседы с родителями, с проведения первого родительского собрания.
На первом родительском собрании будет не лишним узнать, по какой причине родители привели ребёнка к вам на обучение, было ли это его собственное желание или родители сами решили, что ребёнку это нужно исходя из собственной логики, собственных представлений. Таким образом можно понять, имеется ли у него собственная мотивация или над этим придётся поработать вам. Наличие мотивации у учащегося упрощает процесс обучения, но и с теми, у кого её изначально нет, тоже необходимо работать. Мотивация может появиться позже, это зависит от того, насколько интересно для учащихся проводятся занятия.
К учащемуся, не имеющему начальной мотивации нужно найти особый подход. Ведь он может не принять изначально ни вас, как педагога, ни вашего предмета. И тогда начнёт просто приходить «для галочки», чтобы родители знали, что он выполняет их волю и посещает занятия, в то же время сам результат занятий и для него и даже для его родителей может оказаться и вовсе второстепенным. Нередко случается, что родители отправляют своего ребёнка на обучение из тех соображений, чтобы ребёнок был чем-то занят, не болтался без дела, а заодно, возможно, чему-то полезному научится. При этом, особых результатов от своего ребёнка и не ждут. С такими фактами мне уже приходилось сталкиваться. Не знаю, насколько оправдан такой подход со стороны родителей, но со стороны педагога считаю такой формальный подход неверным. Любой учащийся для нас должен быть важен и если не найти к нему подхода, то по сути, ничему научить мы его не сможем. Выход только один – найти способ заинтересовать такого ребёнка, и здесь педагогу нужно проявить максимум своего умения и терпения. Опытный педагог должен владеть искусством подавать материал в интересном изложении, а сложные темы уметь объяснять простым для понимания языком, используя сравнительные формы, ассоциации. Остальным необходимо осваивать такие приемы, научиться этому, стать хорошим психологом.
При этом, необходимо самим педагогам понимать и принимать, как должное, а также доводить это до родителей – не все родители принимают как факт, что именно ИХ ребёнок оказался не самым способным в группе, - что не все дети одинаково способны к тем или иным наукам, или искусствам. И, соответственно, показывают разные результаты, это нормальное явление и оно совершенно не говорит о том, что они бездарны или бестолковы. Просто нужно правильно выбрать ту сферу деятельность, ту науку или искусство, где их ребёнок сможет в полной мере себя проявить, показать более высокие результаты, чем его окружение.
Я, как педагог по шахматам, могу по личному опыту сказать, что дети по разному не только относятся к моему предмету, но схватывают учебный материал. Кто-то делает это быстро, кто-то не сразу, а некоторые и вовсе с трудом, либо попросту не проявляют к нему интереса. Но думаю, что практически каждый педагог, какой бы предмет он ни вёл, может сказать то же самое. И дети, поменявшие одно направление учёбы на другое, могут вдруг обнаружить, что новое для них гораздо интереснее, чем предыдущее. И дело тут обычно бывает не в педагогах (хотя и такое случается, а в том, к чему у них больше склонностей, интересов. Почему такое происходит?
Наука психология выделяет три основные типа личности : когнитивный (интеллектуальный, эмоциональный (эмотивный) и активный. Первый пытается познать жизнь через знания. Это тип личности, который живет чтобы знать. Ради знания такой человек готов на всё. Второй тип личности познает мир через эмоции. Сначала эмоции, потом анализ, вывод, заключение. И, наконец, третий тип личности – созидательный. Он не может ограничиться знаниями или чувствами. Он должен творить. Творение – его единственный способ познания мира. При этом, чистых типов никогда не встречается. В каждом человеке присутствуют все три типа, в разных пропорциях, но есть тип ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ. Вот он то и определяет поведение человека и его склонности.
Отсюда вытекает очень важный вопрос – вопрос выбора! И чем раньше родители и сами дети смогут его решить, тем лучше будет для них обоих. Ребёнок, сделавший правильный выбор, будет относиться к своему занятию с большим желанием, добьётся более высоких результатов, полнее проявит себя в жизни. И тут не столь важно, в какой области он проявит себя. Как говорится, все профессии нужны, все профессии важны. Найти правильный путь в этой жизни очень важно и ценно. Поэтому родителям с самого раннего возраста необходимо наблюдать за своими детьми, выявлять их здоровые интересы, склонности или напротив, то, что им не нравится, от чего они стараются дистанцироваться. А уж когда выбор сделан, тогда высока вероятность того, что ребёнок начнёт заниматься предметом всерьёз, осознанно, с желанием.
Но правильный и осознанный выбор лишь первое очень важное условие. Оно пока только говорит о том, что ребёнок готов приступить к занятиям. Следующим важным моментом являются те реальные условия, в которых он будет заниматься. Во время занятий должна быть создана рабочая атмосфера. Прежде всего, необходимы дисциплина и порядок. Если их не будет, то объём и глубина усвоения учащимися учебного материала, в практическом либо теоретическом аспектах, будут сильно снижены, вплоть до полного его невосприятия. Поэтому сразу нужно быть готовым создать максимально благоприятные условия, устранить все посторонние предметы, обстоятельства и иные нерабочие моменты, мешающие проводить занятие с учащимися. Необходимо добиться, чтобы ничто не отвлекало их внимание от урока.
Факторов, мешающих проведению занятий может быть множество. Это, прежде всего, любые посторонние предметы, приносимые детьми на занятие. В наше время, чаще всего – и это просто бич нашего времени, - таковым является сотовый телефон. Дети в наше время просто часами готовы залипать в нём, у каждого там есть свои любимые игры, там просматривают видеоролики, и даже фильмы. Оторвать их от телефона порой бывает очень сложно. Поэтому с этим предметом рекомендую бороться беспощадно. Лучше всего сразу приучить их сдавать телефоны учителю перед началом занятия, с выдачей обратно после его окончания. Но можно также ограничиться их отключением на время проведения занятий и не доставать до ухода домой. При необходимости позвонить, либо принять звонок во время занятия, ученик должен получить на это разрешение педагога, и разговаривать в коридоре, не отвлекая таким образом от занятия других учеников. Весь этот процесс нужно заранее согласовать с родителями, чтобы потом не было недоразумений.
Но сотовый телефон не единственный предмет, способный помешать занятиям. Часто дети приносят с собой игрушки, посторонние книжки, часы, брелки, предметы личного творчества (рисунки, поделки, и прочее. Начинают хвастаться ими перед другими детьми, втягивают их в ненужные обсуждения, отвлекая этим самым от темы занятия, переключая их внимание на посторонние вещи. С этим тоже необходимо бороться, не разрешать учащимся доставать такие предметы на всеобщее обозрение во время проведения занятий. Однако отвлекающими объектами бывают не только вещи, приносимые детьми. В кабинете всегда найдутся предметы, которые могут отвлекать от занятий, будь то книги на полках, тетради, игрушки, термометр, даже плакаты на стенах и прочее. Поэтому сразу важно приучить ребят никуда не лезть и не хватать предметов, без разрешения педагога.
В свете дисциплины важно также видеть и уметь контролировать процесс общения детей между собой, не позволять им шуметь, бегать по классу, отвлекать друг друга от занятия. В случае необходимости принимать меры к наведению порядка. Если кто-то из учащихся нарушает дисциплину, не занимается сам и мешает заниматься другим, нужно отстранять его от занятий, обязательно уведомив об этом по телефону его родителей, а также известив руководство учебного заведения. С родителями всегда нужно иметь надёжные контакты для связи, знать номера их телефонов, а также иметь групповой чат в соцсети или мессенджере, где всегда можно давать общую информацию, делиться новостями.
На способность к занятиям влияет состояние здоровья учащихся. Поэтому перед началом занятий обязательно нужно проверить внешний вид, самочувствие детей, измерить им температуру. Нездоровый вид и повышенная температура (от 37,0+ по Цельсию) скажут вам о том, что ребёнок болен и его не следует допускать к занятиям, это вредно не только ему самому, но существует опасность заразить других детей и заразиться самому, если у больного окажется вирусное заболевание. В этом случае ребёнка следует отправить домой, либо временно отправить в место, где он не может контактировать с другими детьми и сразу сообщить родителям по телефону, чтобы за ним пришли. На следующем занятии этот учащийся может присутствовать только со справкой от врача, о том что он здоров.
Когда группа собралась, все здоровы, и подошло время, можно начинать занятие. Первые занятия сразу показывают, кто больше знает и умеет, кто ближе к теме, кто более внимателен, усидчив, серьёзнее. При объяснении темы важно наблюдать, как ведут себя ученики, кто быстро схватывает материал, а кто не очень. Если кто-то понимает не очень, можно попробовать наиболее сложные или ключевые моменты пересказать в более простой форме, ассоциировать с известными всем предметами или явлениями, а так же заострив внимание учащихся на этих моментах, подключить к объяснению наиболее сообразительных детей, которые по своему перескажут остальным, как правильно понять материал.
После того, как материал зачитан и относительно понят учащимися, нужно постараться сразу закрепить его на конкретном примере (примерах, подключив всех детей, можно сделать это в виде небольшой дискуссии или обсуждения. По свежим следам это может дать хороший эффект. Важно следить за тем, чтобы в процессе участвовали все дети, и никто не отстранялся от темы. Коллективная активная работа над темой приносит более значимый эффект, втягивает всех учащихся в творческий процесс, позволяет глубже вникнуть в тему занятия и лучше в ней разобраться. Если после таких занятий дети будут выполнять еще и домашние задания, то материал закрепится ещё лучше.
Если в группе попадаются дети гиперактивные, а шахматы не нуждаются в такой физической активности, напротив, здесь более важны усидчивость, умственная работа, то это ещё не означает, что такому ребёнку сложно или противопоказано заниматься шахматами. В этом случае лишнюю энергию ему рекомендую срабатывать перед занятиями шахматами физическими упражнениями, либо сочетать шахматы с другими видами спорта, например, такими как футбол, лёгкая атлетика, плавание и т. п. Сначала физическая нагрузка, а затем умственные упражнения. Тогда его энергетика постепенно сбалансируется, и он сможет стать более усидчивым, вдумчивым, работоспособным шахматистом. Нередко так и случается, когда родители водят своих детей одновременно в несколько секций, хотя здесь не всегда выбирается правильное сочетание и баланс. Если одно умственное занятие сменяется другим, возникает повышенная нагрузка, усталость, а это снижает усвоение информации и приводит к получению поверхностных знаний и навыков в этих секциях. Ребёнок просто распыляет свои усилия и не может сконцентрироваться на каком-то одном занятии, ему нужно успевать везде, а это непросто. Должно быть именно сочетание умственной и физической активности, это даёт наилучший результат.
В процессе обучения шахматам, для лучшего понимания материала и практического применения знаний, можно использовать метод разбивки группы на игровые пары, примерно равных соперников, фиксируя результаты, а через некоторое время меняя игроков в парах, противопоставляя чуть более сильных игроков против игроков послабее, с последующим разбором игры за того и другого, для выявления более сильных и слабых сторон каждого. После чего будет понятно, какие игровые навыки нужно улучшать у каких шахматистов. В дальнейшем нужно уделять внимание проблемам каждых. Исправление ошибок, индивидуальная работа с учениками и решение домашних заданий непременно должны приносить положительные результаты.
Итак, вкратце самые основные моменты, помогающие детям хорошо усваивать учебный материал и достигать высоких результатов:
- выявление интересов и склонностей ребёнка для определения направления его развития;
- принятие решения по выбору направления обучения;
- создание для занятий благоприятных условий, важность дисциплины и порядка;
- постоянный контроль поведения детей на занятиях, интересная форма подачи материала, коллективная работа детей на занятии;
- поддержка со стороны родителей, режим занятий, самостоятельная работа детей дома (выполнение домашних заданий, рекомендаций);
- достаточная материальная база для проведения занятий.
04.09.2023