Ольга Клокова
Вопрос как основной приём метода опроса
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос как основной приём метода опроса
Анкетирование – вид социально-педагогического исследования, осуществляющегося тогда, когда необходимо опросить значительное количество респондентов за определённое время.
В анкете не должно быть много вопросов. В случае излишней информационной загромождённости, исследователь получает лишь ответы на первую часть опросника. Остальные вопросы остаются без ответа, или же «ответ для галочки», не задумываясь.
Рассматривают следующие классификации видов анкетных вопросов :
Темочки:
I) По содержанию (или направленности) : 1) о личности респондента (пол, возраст т. д.); 2) о фактах сознания (мнения, ожидания и пр.); 3) о фактах поведения (поступки, действия и результаты деятельности);
II) В зависимости от формы ответа: 1) закрытые (отражают полный спектр вариантов ответов); 2) полузакрытые (с графой «другие варианты ответа»); 3) открытые (респондент полностью самостоятельно формулирует вариант ответа);
III) В зависимости от способа формулирования: 1) прямые (непосредственное, открытое получение информации от респондента) и 2) косвенные (когда респондент не ответит прямо на вопрос, например, «Некоторые школьники не посещают кружок пения. Как Вы думаете, почему);
IV) По функции: 1) информационные (основные, 2) фильтры (когда определённые ответы нужны не от всех, а только от части респондентов, 3) контрольные (подтверждение правильности и истинности данных ранее ответов).
Способы определения объективности информации:
1) Нельзя размещать рядом основной и контрольный вопросы;
2) Контроль ответов на прямые вопросы косвенными вопросами;
3) Лишь наиболее важные вопросы подвергать контролю;
4) Если в вопросах много вариантов ответов «Не знаю», «Затрудняюсь ответить» и т. д., то необходимость в контроле, обычно, снижается.