Татьяна Тучина
Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы).
Публикация «Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы),» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время проблеме адаптации детей в дошкольном учреждении уделяют особое внимание. Основными условиями успешной адаптации детей являются согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и дома. Ведь родителям очень важно, чтобы их ребенок с наименьшим ущербом для своего психического и соматического здоровья вошел в новый мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в группе, где он будет играть, заниматься, развиваться и проводить достаточно много свободного времени. Каждое дошкольное учреждение проводит различные мероприятия, облегчающие привыкание ребенка к детскому саду. Нами осуществляется комплексный подход к организации адаптации детей к ДОУ. Дети, посещающие наш детский сад, не только развиваются, играют, занимаются, но в первую очередь лечатся, так как имеют различную патологию зрения. Поэтому им намного сложнее, чем здоровым детям, привыкать к новым условиям.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие ребенка. Чтобы период адаптации проходил легче, некоторым родителям необходима профессиональная помощь. Согласованность родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям в семье и дома являются необходимым условием успешной адаптации детей. Единые требования, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход правильная организация самостоятельной деятельности и игр-занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации их к условиям дошкольного учреждения. Сотрудничество родителей и педагогов предполагает :
- психологическую адаптацию родителей к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения;
- презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребенком данного возраста;
- роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчеркивание их значимости в данном процессе;
- изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложность при адаптации ребенка;
- изучение интересов семьи;
- выяснения состояние здоровья малыша, изучение особенностей его развития;
- помощь родителям в понимании своего малыша;
- формирование коллектива родителей с учетом возраста их детей.
С целью повышения уровня педагогического образования родителей организуем следующую работу :
- посещение группы родителями в удобное для них время;
- родительские собрания - стараемся родителей вместо слушателей сделать активными участниками обсуждения поставленных вопросов;
- индивидуальные и коллективные консультации;
- тематические выставки, папки-передвижки, памятки.
Предлагаем родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок», спрашивая: «Что вас радует в вашем ребенке? Что огорчает? Какие изменения произошли с ребенком за последнее время? В чем, на ваш взгляд, заключаются потребности ребенка? И др. Родители по-разному относятся к нашему заданию. Так, один папа вернул листок и ответил: «Я не знаю, что писать о своем ребенке». Другая мама исписала три страницы, ответив подробно на все вопросы, приводя примеры из опыта воспитания дочери и в конце добавила: «Сколько разных историй, шуток можно рассказать о нашем Зайчике!» Использование данного метода, помогает родителям, внимательнее относится к своему ребенку, наблюдать за ним, видеть новообразование в его психики. Родители начинают задумываться о собственной воспитательной деятельности. Например, отец, отвечающий на вопрос: «Как ребенок реагирует на наказание и поощрения?», удивительно заметил, что он и не задумывался, «наказал и все». На вопрос: «Какие проблемы с ребенком 3- х лет?», мы получили ответ «Да никаких проблем, отлуплю и все». Обработка результатов сочинений родителей о своем ребенке, несомненно, будет полезна и для изучения семьи педагогами ДОУ. Опыт показал, у детей, родители которых активно принимают участие в реализации домашних заданий и творческих проектов, улучшается ход адаптации, сокращается её продолжительность, дети и в дальнейшем с удовольствием посещают детский сад.
Эффективные формы сотрудничества с родителями, используемые в нашей группе, позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии своих детей.