Елена Гудкова
Опыт работы детского сада по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный край!» - так когда – то назвал театр великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Хочется добавить – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Это ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Дети любят играть в кого – то или во что – то превращаться. Дети могут петь, танцевать, исполнять роли не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном творчестве.
Публикация «Опыт работы детского сада по театрализованной деятельности» размещена в разделах
Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (идет развитие внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развивается речь, мимика, т. е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Развивая творческие способности у детей, мы ставим перед собой задачи:
1. Развивать творческие способности дошкольников в театрально – игровой деятельности, приобщить их миру театра, знакомить с театральными профессиями, различными видами театра.
2. Последовательно знакомить детей с куклами разных систем, приемами кукловождения и театральными атрибутами.
3. Используя театральных кукол, побуждать детей импровизировать на темы знакомых литературных произведений, сказок, придумывать, собственные истории.
4. Формировать исполнительские умения детей через разнообразные средства образной выразительности.
5. Способствовать развитию речи детей.
6. Развивать связную речь детей.
7. Продолжать воспитывать у детей гуманные чувства.
8. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям.
9. Поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, спектаклях, развлечениях, доставляя радость и себе, и зрителям.
Для успешной реализации поставленных задач мы продумали рациональную и целесообразную развивающую – предметно пространственную среду. Причем развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду очень увлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются воспитателями или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.
Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры.
Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной игре и развитие творческих способностей детей.
В нашем детском саду в каждой группе созданы уголки для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал. В создании театрализованных уголков родители принимают самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра : пальчиковый, настольный, теневой, театр ростовых кукол. В этом году создана театральная студия «Весёлая семейка», где активное участие в исполнении различных ролей принимают участие, как дети, так и родители. Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
В сентябре этого года наш детский сад принял участие в конкурсе «Искусство рядом», который был объявлен НРО ВЖС «Надежда России». Главной его целью организаторы обозначили «выявление в Нижегородской области детских дошкольных учреждений, обладающих уникальным образовательным инструментом в формировании познавательного интереса к театральному искусству, художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей». К участию допускались театральные постановки по произведениям Александра Пушкина, подготовленные детскими коллективами дошкольных учреждений под руководством педагога. Нашему детскому саду был подарен большой набор кукольного театра, педагоги отмечены дипломом и благодарственным письмом. Маленькие участники получили подарочные издания сказок Александра Пушкина.
В заключение хочется отметить, что роль «Театра» в воспитании детей огромна. А для детей участие в театрализованных играх и в драматизациях сказок всегда праздник.