Гребенкина Мария
Опыт работы по приобщению малышей к театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по приобщению малышей к театрализованной деятельности
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…
О. П. Радынова.
Публикация «Опыт работы по приобщению малышей к театрализованной деятельности» размещена в разделах
Всем известно, что ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Для этого я в своей педагогической деятельности широко использую театрализованные игры.
Ведь театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка.
А театрализованные игры –универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Все дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Отсюда – актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.
Для полноценного осуществления работы с детьми по приобщению театрализации я поставили перед собой цель: Сделать жизнь наших детей более интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Для реализации поставленной цели, мной были поставлены следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности, создавать условия для развития творческих способностей детей.
2. Развивать умение перевоплощаться, импровизировать средствами мимики, движений и интонации, брать на себя роль.
3. Учить детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга
4. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности.
Свою работу я осуществляю по трё м направлениям: организация предметно-развивающей среды, работа с детьми, работа с родителями. В нашей группе был организован уголок театра, в котором располагаются различные виды театра.
Хочу познакомить вас с видами театра, которые есть у нас в театральном уголке нашей группы :
1) Куклы Бибабо. В этом театре на руки надевают куклы бибабо. В этом театре на руки надевают куклы бибабо. Куклы-перчатки являются уникальным средством развития детей. Это проводник в мир взаимопонимания между ребенком и родителем, а также отличный тренажер в развитии речи и эмоций. С помощью данной уникальной игрушки малыш сможет не только познавать мир, но и проявлять свои креативные способности и фантазию. Би-ба-бо развивают внимание, память, слуховое, тактильное и зрительное восприятие.
2) Настольный театр, здесь используются самые разнообразные:
- игрушки
- деревянный настольный театр.
3) Театр на лопатках и палочках
4) Пальчиковый театр, ещё его называют театр пяти пальчиков. Этот театр создаёт обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. В начале занятия мы, как правило, занимаемся пальчиковой гимнастикой. Речь у малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.
5) Театр шапочек и масок. Театр масок увлекает детей тем, что, надевая костюмы и маски дети сами становятся героями спектакля.
Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка, «Теремок»" и др.).
6) Театрализация :
1. «Утята на лужайке»
2. «Веселые овощи».
7) Театр матрешек.
8) Перчаточный театр.
9) Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра. Здесь вместе с детьми мы ставим мини спектакли, что дает мне возможность вызвать у детей интерес к понравившемуся произведению, закрепить диалоги персонажей. Мини спектакли помогают мне развивать творческое воображение детей, способствуют развитию самостоятельной игры ребенка.
Самым любимым театром детей является настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками – персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Колобок, Лиса, Заяц, пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, Колобок, я тебя, съем). Однако, дети в этом возрасте не могут развивать и обыгрывать весь сюжет, так как им не доступен опыт игровых действий. Все фразы мы с детьми повторяем несколько раз, стараемся обыграть, передаем характер лисы, волка, медведя, мышки и т. д. Для расширения игрового опыта мы проводим индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разными видами театра, также разыгрываем небольшие представления. Прежде чем показать детям сказку, мы проводим этюды с куклами, то есть знакомим малышей с каждым героем. Например, показываем куклу, называем ее, рассматриваем вместе с детьми части ее тела (где у нее глазки, носик, ротик, ушки, даем детям самим внимательно изучить игрушку, поиграть с ней. Затем читаем потешку, поем песенку и рассматриваем данный персонаж несколько раз подряд (при этом внимательно наблюдаем за реакцией детей). Когда станет ясно, что дети хорошо «изучили» игрушку, можно показать следующую.
Театрализация позволяет мне решать многие педагогические задачи в разных видах деятельности : в педагогическом процессе, в режимных моментах. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, которое каждый день нам улыбается и дарит заряд бодрости и хорошего настроения.
При воспитании КГН, нам помогает кукла Даша – она показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем.
Сначала мы открываем кран – у ребенка развивается мелкая моторика рук. Объясняю при помощи куклы ребенку, что струя должна быть небольшой, здесь идет экологическое воспитание. Намыливаем руки и моем круговыми движениями, учим руки держать внизу, под водой и при этом приговариваем:
[iАй, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Даше улыбаемся.
Во время еды к нам в гости приходит («Колобок»)» и показывает, как правильно держать ложку, правильно есть, спрашивает у детей, из чего сварили суп повара (морковь, картошка, лук, капуста). Говорит, что суп очень вкусный, если мы съедим, то у нас будет много сил, мы вырастим большими, здоровыми, в супе есть витамины. Нельзя заставлять ребенка есть насильно, попутно учимся нормам, культуре поведения во время еды.
Большинство из перечисленных видов театра сделаны руками родителей. В родительском уголке размещаются папки - передвижки с консультациями по изучению художественной литературы, советы и рекомендации. Для развития у детей памяти, мышления, выразительности речи, подбираются интересные по содержанию игры и упражнения. Весь инвентарь и оборудование в группе отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья детей, являются яркими, красочными, полифункциональными.
Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр-занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.
Подводя итог своей работы, могу сказать, что у детей повысился интерес к литературе, народным сказкам, фольклору. Дети стали более активными и раскрепощенными. Повысился интерес к театрализованной игре, ребята могут самостоятельно организовать небольшую игру - инсценировку и продемонстрировать ее сверстникам.
Дети моей группы, участвуя в театрализованных играх раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Я заметила, что робкие и застенчивые ребята становятся более уверенными и активными. Кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в нашу группу.
В своей дальнейшей работе, я планирую пополнять театральный уголок и активно заниматься театрализованной деятельностью с детьми своей группы.