жанна хуртова
Конспект занятия «Волшебница — вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Волшебница вода».
Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет) Цель: Закрепление познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о свойствах воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель, не имеет формы);
-сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Публикация «Конспект занятия „Волшебница — вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Развивающие: - закреплять знания детей о разнообразии водных ресурсов, как нужно экономично относиться к водным ресурсам; - развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе экспериментирования; - способствовать умению анализировать и делать выводы. - способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
-развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность - воспитывать экологическую культуру.
- воспитывать интерес к совместной деятельности с детьми; Словарная работа: - активизировать словарь детей понятиями: «водопроводные трубы», «очистные сооружения», «растворитель»; закрепить понятие «круговорот воды в природе».
Предварительная работа: - наблюдения в природе;
-рассматривание карты мира;
-заучивание стихотворений о воде, отгадывание загадок о воде;
-беседа на тему: «Круговорот воды в природе»;
-знакомство с подвижной игрой «Туча и капельки»;
-рассматривание иллюстраций на тему «Волшебница вода».
Оборудование и материалы: - проектор, ноутбук; съемный носитель; фонограммы : «Шум воды», «Мелодия воды»; иллюстрации на тему «Вода»; схемы к опытам; капельки воды, изготовленные из бумаги; стаканчики, вода, молоко, сахар, маленькие ложечки, салфетки, фартуки, фильтр из марли и ваты, воронка, 2 сосуда разных по форме.
Виды детской деятельности: (экспериментирование, игра, беседа).
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением! Садитесь правильно, следите за осанкой.
В: Ребята прислушайтесь, как вы думаете, на что похож этот звук? (запись со звуком воды).
Ответ детей: Льется вода, идет дождь.
В: Правильно, ребята, это звуки воды.
В: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(воды).
В: Итак, поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Ребята, а вы знаете, что у нас в группе живут сестрички- капельки? Вспомните, где живут капельки в нашей группе, что они делают и какую пользу приносят. (Предлагается экскурсия по групповой комнате)
Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:
1) уголок природы:
В: Почему мы остановились здесь, в уголке природы?
Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.
В: Как мы даем растениям воду?
Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д: Они засохнут, завянут.
В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше.
В: Где еще нужна вода в группе?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В: Для чего нам там вода?
Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
В: Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
Идем дальше.
3)игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? для чего?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду
В: Оставим здесь сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
В: Куда пойдем дальше?
4)к мойке младшего воспитателя
В: А здесь где вода нужна?
Д: Чтобы мыть посуду, столы, чтобы мы могли попить воды.
В: Здесь оставим сестричку-капельку?
Д: Да! (приклеиваем капельку)
В: Вот сколько живет сестричек-капелек в нашей группе, которые приносят нам большую пользу.
-Проходите, ребята, на стульчики. Расскажите стихотворения о воде, которые вы знаете.
1. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
2. На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
3. Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее вам не прожить!
4. Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница-вода!
В: Вода всегда путешествует. Посмотрите на экран. (Слайд № 1) Итак, это водоем, который состоит из множества капелек. Капельки играют, резвятся, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине). Капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. На небе облака легкие плывут, но когда дуют ветры, облака соединяются с другими облаками и образуют большую тучу. Эта туча становится тяжелой, закрывает солнышко. И тогда из тучки идет дождь, и капельки снова возвращаются на землю, поливая растения, земли, попадают в моря и океаны. А зимой вместо капелек- дождинок, капельки- снежинки. Такое явление называется круговорот воды в природе. Повторите, как называется это явление?
Игра: «Тучка и капельки»
В: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (под музыку дождя танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало по одному, и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за пояс, дети под музыку ходят змейкой). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). Солнышко пригрело Капельки, подтянулись к солнышку высоко (дети встают на носочки, подтягивая руки вверх) и вспомнили, что мама Тучка наказывала им вернуться домой, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме, Тучке (дети на носочках подходят к Тучке, образовывая узкий круг) В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д: Круговорот воды в природе.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, речке, океане. (Детям предлагается сесть на стулья)
В: Как вы думаете, откуда у нас в домах берется вода?
Д: Из крана.
В: А в кран как попадает?
Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В: Как называются эти трубы?
Д: Водопроводные (Слайд №2)
В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?
Д: Нет.
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
Д: Да.
В: Что для этого используют?
Д: Очистные сооружения, фильтры (Слайд №3)
В: Повторим все вместе.
В: Очистные сооружения могут быть очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры. Так в наших домах появляется чистая вода. (Слайд №4)
В: Дети, хотите увидеть, как работают фильтры? Для этого надо пройти в нашу импровизированную лабораторию. Давайте произнесем волшебные слова.
(с движениями)
«Раз, два, три наклонись.
Раз, два, три повернись.
Раз, два, три покружись,
В лаборантов превратись». Дети проходят в «лабораторию».
В: Что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-не шуметь - этим мы мешаем другим;
- аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов;
- поддерживать порядок на рабочем столе;
-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов;
-закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.
Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д: Чистой.
В: Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с марлей?
Д: Грязная стала.
В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
В: Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?
Д: Чистую.
В: А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода?
Д: Тоже чистая.
В: Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.
1 опыт: прозрачность воды.
Опускаем в стакан с молоком маленькую ложечку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.
Делаем вывод: вода прозрачная (выставляем схему к опыту)
2 опыт: есть ли запах у воды?
Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод: вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)
3 опыт: есть ли вкус у воды?
Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.
Делаем вывод: вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)
4 опыт: вода-растворитель
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту)
В: Какой стала вода?
Д: Сладкой.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д: Когда пьем чай за завтраком.
5 опыт: Предложить детям перелить воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Делаем вывод: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.
В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?
Д: Вода обладает многими свойствами: -прозрачность
-не имеет запаха
-не имеет вкуса
-вода-растворитель
- не имеет формы.
В: Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.
Молодцы! Хорошо поработали!
Рефлексия :
- Ребята, скажите мне пожалуйста, о чем мы сегодня говорили. -Чем мы еще занимались на занятии? -Какими свойствами обладает вода? Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?
-Нужно ли беречь воду!
Дети читают стихотворение «Береги воду»
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,Мы ведь на планете не одни!
Воду попусту не лей.
Дорожить водой умей! (Слайд №5) (Экологический знак «Береги воду»)
В: На память о нашем мероприятии я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. Всем спасибо.