Любовь Лобанова
Конспект занятия «Волшебница Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Используемое оборудование для детей: пластиковые стаканчики, акварель, кисти, кусочки поролона, вода, салфетки, палитры, листы бумаги, набор картинок по теме осень.
II. Содержательная часть:
2.1. Конспект занятия.
Деятельность педагога с указанием номера слайда
(при наличии презентации) Деятельность обучающегося
Этап 1 Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап, продолжительность 3 минуты
Публикация «Конспект занятия „Волшебница Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Цель этапа: привлечение внимания детей, создание положительного настроя, организация их на образовательную деятельность. Цель этапа: включение в образовательную деятельность.
Воспитатель стоит у окна и звонит в колокольчик:
-Колокольчик звенит заливается и ребята вокруг собираются.
-Здравствуй, солнце ясное!
-Здравствуй, утро прекрасное!
-Здравствуй, мир вокруг!
-Здравствуй, добрый друг!
-Мы крепко за руки возьмемся,
-И друг другу улыбнемся!
Дети постепенно подходят к воспитателю, произносят слова, берутся за руки и улыбаются друг другу.
На столе стоит ваза с осенними листьями, а рядом на столе цветной кленовый листик, воспитатель обращает внимание на выпавший лист.
- Ой, ребята, посмотрите, листик выпал из букета.
- Да вы правы, на нем что-то написано! Интересно, от кого нам это послание. Как вы думаете? Дети обращают внимание, что на нем что-то написано.
Предполагаемый ответ детей: от осени, листочек красный.
- Что нам с ним делать?
Воспитатель читает письмо от Осени.
- Здравствуйте, ребята! Я хотела разукрасить лес, но потеряла свой мольберт с красками и теперь не знаю каким цветом мне украсить лес, помогите мне, пожалуйста, вернуть краски леса! Дети: надо его прочитать.
- Ребята, как же мы поступим?
- А осенний, кленовый листочек, который выпал из букета, поможет нам. Он укажет нам путь. Дети: надо отправиться в лес и помочь вернуть краски осени.
- Но для того, чтобы очутиться в лесу, надо выполнить небольшую разминку. Звучит аудиозапись. Физкультминутка. Ну-ка стройся-ка, ребятки!
Выполняй все по порядку!
По дорожкам и тропинкам,
Мы пойдем, расправив спинку!
Через кочки, пни и лужи,
Перепрыгнем очень дружно!
Вот и вышли на полянку,
Не зря встали спозаранку!
- Вот и попали мы с вами в лес, полный сказочных чудес!
Дети выполняют движения по ходу текста.
Дети строятся друг за другом.
Маршируют, выпрямив спины.
Прыжки с продвижением вперед.
Шагают на месте.
Этап 2 Основная часть, продолжительность25 минут
Цель этапа (педагога) : создание игровой мотивации с помощью проектора. Уточнить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях, признаках осени. Цель этапа (обучающегося) : принять участие в обсуждении.
Слайд 1 (на экране смешанный лес, слышны звуки леса).
- Ну вот, мы с вами и в лесу. Скажите, а в какой лес мы попали. Куда нас привел наш листочек?
- Как вы догадались?
- А какие еще виды леса вы знаете? Дети подходят к интерактивной доске и садятся на стульчики.
Смотрят на экран.
Ответ детей: в смешанный лес.
Ответ детей: растут разные породы деревьев.
Ответ детей: лиственный, хвойный.
Слайд 2 (на экране лиственный лес).
-А сейчас куда нас привел наш листик? Почему его называют лиственным?
- Какие лиственные деревья вы знаете? Предполагаемый ответ детей: в лиственный лес.
Ответы детей: там растут только лиственные деревья.
- Береза, дуб, клен, осина…
Слайд 3 (на экране хвойный лес).
- Ну а теперь где мы очутились?
-Почему его называют хвойным?
-Какие хвойные деревья вы знаете?
Ответ детей: в хвойном лесу.
Ответ детей: там растут только хвойные деревья.
Предполагаемый ответ: ель, сосна, кедр…
Слайд 4 (на экране красивый лес, слышны звуки леса).
- Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Мы попали в настоящий, сказочный, осенний лес. Осень – хозяйка леса. Бережёт его красоту и чистоту. Тихо в осеннем лесу. Только слышно, как ветерок шумит да листочки шуршат.
Ребенок читает стихотворение: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.
- Дети, а что такое Осень? Ответ детей: осень – это такое время года, когда в природе всё меняется.
Слайд 5 (на экране лист с подсказками).
– Осенний листочек, который к нам залетел не простой, а волшебный.
- Смотрите, на листике подсказки, он, наверное, что-то хочет у нас спросить.
Ответ детей: может приметы
Осени?
- Назовите, пожалуйста, признаки осени.
-Солнце светит, но не греет.
-День становится короче, а ночь длин длиннее.
-На улице стало холодно,
поэтому люди стали одеваться
теплее.
-Люди собирают урожай овощей
и фруктов.
-Часто идет холодный дождь.
-Осенью листья желтеют,
краснеют, опадают.
-Птицы улетают в теплые края.
-Животные готовятся к зиме.
-Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?
ак Ответ детей: сентябрь, октябрь,
ноябрь.
- А как осенние месяцы назывались в
старину? Кто знает? И почему?
Слайды 6 (на экране месяц сентябрь). Предполагаемый ответ:
Сентябрь – рябинник, потому что краснеет рябина.
Слайды 7 (на экране месяц октябрь).
Ответ детей: октябрь - листопадник, потому что опадают листья.
Слайды 8 (на экране месяц ноябрь).
Ответ детей: ноябрь - зимник, становится холодно, как зимой.
Слайд 9 (лист падает в корзину)
-Ой, смотрите, наш листочек упал в корзинку. Давайте посмотрим, что здесь. -Дети, а какая бывает Осень? Дети подходят к корзинке и рассматривают картинки с приметами осени. Дети: ранняя, золотая, поздняя.
-Ребята, давайте мы с вами поиграем. Согласны? Игра «Периоды Осени». Цель: закрепить с детьми характерные признаки трех периодов осени. Предполагаемый ответ: да.
Цель: включиться в игру, сменить деятельность.
Воспитатель уточняет у детей.
-Дети, у вас какая осень? У вас, а, у вас? –Назар, почему ты решил, что у тебя на картинке ранняя осень? Дети берут понравившуюся картинку. Ответы детей.
Ответ ребенка.
-Что можно сказать о солнце в этот период осени? Дети: ранней осенью солнце ещё ярко светит, но греет уже меньше.
- А какое небо? Дети: небо голубое, иногда идут дожди, но ещё не очень холодно. День становится короче, ночь длиннее.
– Какие изменения происходят в жизни птиц? Предполагаемый ответ детей: перелётные птицы все улетели в тёплые края. Зимующие птицы приближаются поближе к жилью человека. Нам нужно позаботиться о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена.
-А что тебе подсказала твоя картинка с зайчиком?
Ребё нок: дикие животные готовятся к зиме. Заяц, белка, и другие звери меняют окраску шерсти, она становится гуще.
– Назовите месяц ранней осени? Дети: сентябрь.
Воспитатель загадывает загадку.
-В тишине осенних рощ Золотистый льётся дождь. -Что это? –В какой период осени бывает листопад?
Дети: листопад. Дети: в период Золотой Осени.
-Почему этот период называют золотая осень?
/Разноцветные/ (проговаривания хором и индивидуально) Дети: потому, что на деревьях листья красные, жёлтые, оранжевые, или одним словом, разноцветные. Они сияют и переливаются будто золотые.
-Дети, как вы понимаете слово «Листопад?»
Слайд10 (видео листопада с музыкой). Дети: ветер срывает листья с деревьев, листья летят и кружатся в воздухе, начинается листопад.
Дети смотрят на экран.
-Почему ты решили, что твоё солнышко относится к золотой осени?
– Назовите месяц золотой осени? Ребенок: потому, что в этот период осени Солнце тусклое, светит редко и не греет. Небо серое, идет мелкий холодный дождь, поэтому люди надевают осеннюю одежду. Дни стали ещё короче, ночь длиннее.
Дети: октябрь.
-После золотой осени, наступает какой период осени? Дети: поздняя осень.
-Дети, какие признаки этого времени, вы заметили? Дети: поздней осенью стало очень холодно, потому, что Солнце очень редко показывается, совсем не греет. Небо серое, хмурое, идут холодные дожди со снегом, ночью заморозки, земля промерзла. Лёд на лужах. День становится ещё короче, а ночь длиннее. Листья с деревьев почти все облетели и потемнели, ветки деревьев покрываются инеем, травы побурели, цветы завяли. Сосны и ели стоят зеленые.
– Что, ещё можно добавить по этому периоду? Дети: насекомые исчезли, они все спрятались в укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую листву, муравьи укрылись в муравейнике. Ящерицы и змеи спрятались под корягами или в норках до весны. Лягушки, жабы, тоже залегают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоёмов.
– Назовите месяц поздней осени. Дети: ноябрь.
- Ребята, а теперь расставьте картинки по периодам осени. Ориентир три дерева на магнитных досках, соответствующие трем периодам осени. Дети быстро распределяются согласно ориентирам по периодам осени соответственно выбранным картинкам осени.
– Назовите осенние месяцы по порядку. Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Как можно назвать осень в сентябре? – Как можно назвать осень в октябре? – Как можно назвать осень в ноябре? -Молодцы, вы назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе, получилась интересная книга об Осени. Дети: ранняя.
Дети: золотая. Дети: поздняя.
-Давайте вспомним, какая погода осенью?
Ответы детей: холодная, пасмурная, дождливая…
Игра с мячом “Погода осенью”. Цель: повторение пройденного материала, подбор прилагательных к словам. Цель: переключиться на другую деятельность, активно участвовать в игре.
– У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. – Дети, а какая бывает погода осенью :
Когда идёт дождь –
Когда дует ветер –
Если холодно –
Пасмурно –
Сыро –
Хмуро –
Ясно –
Ответы детей: дождливая,
ветреная,
холодная,
пасмурная,
сырая,
хмурая,
ясная.
-А вы любите осень? А чем вам нравится осень?
-Многим русским поэтам очень нравилась осень. Они восхищались красотой осени и посвящали ей свои стихи. И мы с вами знаем много стихотворений об осени, давайте их прочитаем.
Ответы детей.
Дети по желанию рассказывают стихи(1-2).
Ф. И. Тютчев.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
З. Федоровская.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень : - Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
-Но не только поэты восхищались красотой осени. Композиторы сочиняли красивую музыку, они музыкой передавали свои краски леса. Художники тоже видят свои краски леса по-своему. - Посмотрите на экран.
Слайд 11 (на экране картина Василия Поленова. Золотая осень. 1893)
-Эту картину написал русский художник Василий Дмитриевич Поленов. Называется она «Золотая осень». Ребята, как вы думаете, почему он ее так назвал?
- Да, картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — начало осени. Поленов хотел показать красоту этого времени.
Дети садятся на стульчики и смотрят на экран.
Ответы детей: на картине яркие краски: желтые, оранжевые. Как - будто все в золото одето.
Слайд 12 (на экране картина Исаака Ильича Левитана. Осень. 1897)
-А эту картину написал Исаак Ильич Левитан, называется она «Осень». Что мы видим на этой картине? Какие деревья?
-Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И. И. Левитана. Осенние пейзажи Левитана богаты настоящими человеческими чувствами: это и радость от того, что на смену летнему зною пришла долгожданная прохлада, и восхищение пестрым убранством природы, и наряду с этим глубокая печаль, которой пропитаны последние ноябрьские дни.
Ответы детей: серые тона преобладают в картине. Дрожащие на ветру деревья, тоскливая гладь реки, затянутое густыми облаками небо – природа словно замерла в ожидании холодов.
Слайды 13,14,15 (осенние пейзажи).
- Ребята, посмотрите на картины осеннего леса, скажите, лес какой?
- Ребята, а вы хотите нарисовать осенний лес?
-Тогда мы с вами отправимся в страну живописи.
Предполагаемый ответ: яркий, разноцветный, красивый, золотой.
Предполагаемый ответ: да.
Звучит музыка. Под музыку дети кружатся.
Воспитатель превращается в художника (надевает берет и повязывает шарф).
Художник. - Здравствуйте ребята я художник Страны живописи. Как вы сюда попали?
Ответы детей.
- Раз вы оказались в моей чудесной стране, я должен вас научить какому-нибудь волшебству. Придумал! Я научу вас магическому приёму рисования осеннего пейзажа. Гуляя с родителями по берегу реки или другого водоёма, обращали ли вы внимание на отражение в воде? Чем отражённые объекты отличаются от тех, что находятся на берегу?
Ответы детей: В воде изображения нечеткие, размытые.
Сегодня вы будете рисовать красивые деревья и кустарники в осеннем наряде, растущие на берегу реке. А изображать отражение в реке вам не придётся. Оно появится само. В этом и будет заключаться волшебство. Садитесь за столы, на них есть всё, что необходимо художникам.
Дети садятся за столы.
Художник. - Все предметы, что вы видите перед собой, предназначены для совершенствования волшебства. Мягкой толстой кистью вы будете рисовать землю и небо. Тонкой мягкой кистью - деревья и кустарники. А что можно изобразить, используя жёсткую кисть?
Я начинаю колдовать. Смотрите внимательно и запоминайте.
Предполагаемый ответ детей: жёсткой кистью наносят короткие мазки, когда рисуют листву и хвою.
Творческое задание.
Цель: знакомство с нетрадиционным способом рисования пейзажная монотипия. Развивать воображение, фантазию, детей.
Цель: нарисовать деревья, кусты в осеннем наряде, растущие на берегу реки.
(Показывает приём рисования и комментирует свои действия.)
- Возьму белый лист вертикально, сгибаю его пополам по горизонтали, разворачиваю его. Верхняя часть листа - земля, а нижняя - водная гладь. Линия сгиба - это берег реки. Нарисую землю, пригорок, используя цвета земли: чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.
Я смачиваю нижнюю часть листа водой с помощью губки. Складываю лист по линии сгиба изображением внутрь, приглаживаю место нанесения красок, разворачиваю лист. Теперь можно нарисовать стволы деревьев, ветви кустарников, яркую листву, облака и тучи. Снова складываю лист по линии сгиба и приглаживаю его. Разворачиваю лист. Видите, в реке отражается то, что я изобразил на берегу. (Убирает образец.)
Дети слушают художника и следят за его действиями.
- Перед тем как приступить к рисованию, надо подготовить к работе пальцы. Проводится пальчиковая гимнастика.
Цель: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей. Цель: выполнять движения по показу воспитателя, расслабиться.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. Стучать по коленкам поочередно кулачком и ладошкой.
Хлопать в ладоши.
Загибать поочередно пальцы на обеих руках одновременно.
Сделать фонарики и покрутить ими.
Художник. - Подумайте, что вы хотите изобразить на берегу реки, какие будете использовать цвета - тёплые или холодные.
Звучит аудиозапись Шопена «Осень».
Воспитатель-художник наблюдает за выполнением работы, поощряет положительные результаты, помогает тем, кто нуждается в помощи, дает рекомендации.
Самостоятельная деятельность детей.
Художник. - Молодцы, у каждого из вас получился замечательный пейзаж!
- Вот ребята, мне пора с вами прощаться. Приходите в гости. Придумаем ещё что-нибудь интересное. По окончании работы дети выставляют рисунки на стенд.
Выходит за дверь, снимает берет и шарф, затем возвращается воспитатель.
-Какие красивые, необычные картины у вас получились. Как называются такие картины? Ответ детей: пейзажи.
-Покажите, какие пейзажи вам больше всего нравится. Объясните, почему, вы обратили внимание именно на эти рисунки.
Объяснение детей.
- Думаю, что Осени очень понравятся ваши работы, все они получились разноцветными, яркими, красивыми.
А нам пора, возвращаться назад в детский сад.
Дети говорят волшебные слова и возвращаются в детский сад.
Раз, два, три, четыре, пять
Вот я в садике опять.
Этап 3. Заключительная часть (рефлексия)2 минуты.
Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения, подведение итогов, получение обратной связи. Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные моменты НОД. Получить положительную оценку своей деятельности.
-Мне очень хочется узнать:
-Что больше всего вам сегодня понравилось?
- Что было трудным?
-Помогли ли мы Осени справиться с ее проблемой?
-Как мы это сделали?
Воспитатель просит давать ответы полными предложениями.
-Что было полезным для вас?
Воспитатель выражает свое восхищение детьми.
-Дорогие ребята вы у меня молодцы!
Так много знаете об осени загадок, стихов, помогаете друг другу, умеете договариваться.
А какие замечательнее пейзажи у вас получились! Мы устроим выставку, пусть родители тоже полюбуются вашими работами.
А сейчас для вас подарок от Осени – корзинка с яблоками!
Ответы детей.
Дети высказывают свое мнение, объясняют, рассуждают.
Дети угощаются яблоками.