Нина Струева
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Мы, воспитатели первой младшей группы «Ягодка», обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Для решения этой проблемы мы определили приоритетные задачи:
• укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
• обеспечивать эмоциональное благополучие;
• расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;
• развивать психические процессы детей, познавательные способности;
• развивать мелкую моторику;
• расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
• формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе.
Для детского экспериментирования большое значение имеет предметно-пространственная развивающая среда. С этой целью была организованна мини-лаборатория, которая включает в себя: комнатные растения, паспорт комнатных растений, контейнеры с песком и водой, различные мелкие игрушки, формочки, лейки, наборы для игр с песком, природный и бросовый материал, наглядный и дидактический материал и др.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Началась работа по экспериментальной деятельности с наипростейших опытов.
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой.
Во время эксперимента дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной. В дальнейшем дети узнаю о том, что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В ходе эксперимента они подходят к выводу – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
«Природный материал»
Проводят эксперименты с шишками дети узнали на каком дереве они растут. Покатали шишки между ладонями. Попробовали согнуть чешуйки, но они не сгибаются. Пришли к выводу: Шишки твердые, колючие и легкие.
«Предметный мир»
Обладая ручным мышлением, ребенок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами и полученными сведениями заполняет пока еще почти пустой банк памяти.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих предметов? Все надо проверить. Что будет с блюдцем? Улетит? Убежит? Упадет? Разобьется? И так далее. Яблоко вкусное, конфета сладкая, ложка безвкусная, а этот предмет? А этот…» Все – в рот, все – обследовать и все запомнить.
В заключении хотелось бы сказать, что в дошкольной образовательной организации каждый ребенок получает возможность включаться в совместные действия со взрослым и сверстниками, осваивая все новое, неизведанное и интересное. Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в экспериментах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Лишь к концу раннего возраста он научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо, замечать свои ошибки. Но без такого опыта его жизнь будет намного беднее. Работу по экспериментальной деятельности будем продолжать и в дальнейшем, будем стараться не ограничивать деятельность детей слишком строго, чтобы они не почувствовали неуверенности в своих силах.