Наталья Картышова
Проект «Волшебная капелька» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 43 городского округа – город Камышин (МБДОУ Дс № 43)
Проект
«Волшебная капелька»
Выполнил
Ф. И. О. Картышова Наталья___
Анатольевна___
Место работы__МБДОУ Дс№43___
_городского округа-город Камышин___
Проекта «Волшебная капелька»
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
Возрастная группа: вторая младшая
Публикация «Проект „Волшебная капелька“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность: одна из наших основных задач – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Опытно-экспериментальная деятельность помогает в игровой форме усвоение детьми необходимых навыков и умений, дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков
Проблема:
Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в ходе выполнения опытно-экспериментальной деятельности с водой.
Задачи:
Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами. Расширять знания детей о воде как объекте неживой природе, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире. Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами природы. Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность. Способствовать формированию практических умений и навыков по использованию воды в повседневной жизни. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). Развивать начальные навыки детского творчества. Предоставить детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений, потешек. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности; умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы. Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Ожидаемые результаты: у детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений; у детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой; дети узнают о свойствах воды в процессе практических опытов с водой; дети будут бережнее относиться к воде; повысится уровень развития речи, обогатится словарный запас; у родителей будет сформирован интерес к проблеме экологического воспитания детей
Этапы реализации над проектом
1этап - подготовительный
2этап – основной (практический)
3этап – заключительный
I этап: Подготовительный
Определение темы, цели, задач проекта. составление плана работы.
Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала (пословиц, поговорок, стихов для детей и родителей по теме). Подбор картинок, иллюстраций, наглядного материала, связанных с объектом неживой природы – водой. Подборка материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми, мультфильмов. Подбор картотеки опытов с водой, льдом. Подготовка необходимого оборудования. Подбор подвижных и речевых игр.
Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде.
Консультации по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Игры с водой».
II этап: Основной (практический)
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро: Беседы с детьми с целью выявления у детей знаний о воде и её свойствах («Вода вокруг нас», «Берегите воду», «Где живет водичка?», «Кто живет в воде?», «Водичка бывает холодная и горячая», «Кому нужна вода?», «Почему воду нужно беречь» и т. д., о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.); беседы на освоение и запоминание правил поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?» и др.); рассматривание иллюстраций, книг по теме; конструирование из строительного материала (широкие, узкие речки, ручейки, мостики, «Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.); побуждение к рассказыванию о примерах из личного опыта, связанного с водой (купание домашних питомцев, помощь маме в мытье посуды, совместное купание в озере); обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Что нужно делать, когда идет дождь?»); наблюдения: за комнатными растениями (полив, протирание листочков, опрыскивание, участие детей в уходе за растениями в уголке природы: с помощь взрослого поливать комнатные растения; различные виды непосредственно образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность «Путешествие капельки», рисование «Капает дождик» (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки, дождь, мазков (капельки); рисование пальчиками «Море», аппликация «Дождь идет» (обучения приёмам наклеивания заранее вырезанных готовых форм); рассматривание альбомов и лепбуков по теме; физминутки: «Дождик, лейся», «Над водой летят стрижи»; пальчиковые игры: «Рыбки», «Кораблик», «Стирка»; игровое упражнение: «Побродим по лужам».
Гигиенические процедуры: обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»); использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т. п. ; мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде); игровая ситуация «Кукла умывается»; обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»); «Как правильно вымыть руки?»; наблюдение за водой в водопроводном кране
Завтрак, обед, поддник, ужин: обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды (что нужно сделать, чтобы посуда была чистой); обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой водой; разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода); ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т. п.).
Прогулка: Наблюдения за облаками, за дождем, лужами, за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание, рассматривать, обследовать, называть); наблюдение за явлениями природы на прогулке; наблюдения за водой: где видели, как использовали, где можно обнаружить воду, для чего мы её используем; организация на воздухе подвижной игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др. ; образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ обращения с предметами, основанный на знании свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»); игра – забава «Мыльные пузыри».
Вечер: Ознакомление с художественной литературой по теме проекта: А. Барто «Девочка чумазая», К. И. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», литовская сказка «Почему кот моется после еды», В. Сутеев «Под грибом» и др. ; экологические сказки о воде Н. А. Рыжова «Жила – была река», М. Султанова «Почему прудик заболел», чтение стихотворения А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?»; разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дождик, дождик, пуще…», «Теплая водичка» и др. ; прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной); музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик, игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо); приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки». «Тучки», «Радуга»); сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» «Построим корабль», «Постираем кукле платье», «Чаепитие у Мишки» и др. ; просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки», наблюдение за дождем из окна.
Игры с водой. Игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в воду разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки); подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др. Игры – забавы с водой: «Здравствуй, водичка», «Рыбалка», игры с резиновыми игрушками, игра «Покатай лягушонка на лодочке», «Что как плавает», «Купание куклы», «Мы стираем – маме помогаем», «Мы готовим обед»; игры с мыльными пузырями: «Чей пузырь больше», «Поймай пузырь на ладошку».
Вечерняя прогулка: игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»; беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение); наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»).
Опытно-исследовательская деятельность детей.
«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса и запаха», «Вода может течь», «Вода не имеет формы», «Тонет – не тонет», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Вода может иметь цвет, запах, вкус», «Вода бывает теплой, холодной, горячей», «Лёд – твердая вода, тает в тепле», «Лёд – легче воды», «Пар – это тоже вода».
Игра- эксперимент «Волшебные превращения».
Работа с родителями. Информация для родителей через консультации «Игры с водой», «Опыты с водой дома», «Осторожно возле водоёмов»; рекомендации: привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость, искупать куклу и др.); почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии «Игрушки», организовать прогулку к любому водоему, обращая внимание ребенка разное состояние воды, привлекать ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого; обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в период дождя; показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
Помощь в реализации проекта.
III этап - заключительный
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Создание альбома «О воде».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно было внесено: настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки; материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга-дуга»; атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др. книги для рассматривания и детского чтения (К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», и др. иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние воды; наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для комнатных растений нужна вода, с водой; наборы одежды для кукол; наборы-конструкторы для строительства различных построек; изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки); дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Итоговое мероприятие: развлечение для детей «Волшебница - водица»
Результат проекта:
Дети: В ходе проекта: «Волшебная капелька» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов; пополнили словарный запас детей; способствовали формированию у детей стремления к познанию. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воды, дети проявляли интерес; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
После проведенной работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, дети узнали, какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее свойства. И как результат проделанной работы, у детей появилось желание исследовать окружающий мир. Проект дал возможность развития наблюдательности, умения анализировать, делать выводы.
Родители: Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.