Светлана Старовойтова
Конспект занятия для учащихся 2–4 классов «Войди в природу другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: конкурсная программа (для учащихся 2-4 классов)
Цель: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
- расширить кругозор детей в познании животного и растительного мира;
- развивать мышление, память, любознательность, внимание, самостоятельность суждений;
- воспитывать стремление беречь и любить природу.
Публикация «Конспект занятия для учащихся 2–4 классов „Войди в природу другом“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием, фишки, призы, листочки бумаги для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Как ваше настроение?
Все готовы к нашему занятию? Какое настроение у вас сейчас?
Чтобы вы не скучали, посмотрите друг на друга и подарите свои солнечные улыбки.
II. Этап сообщения цели и задач занятия
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие. Много узнаем, немного пофантазируем и, конечно же, постараемся всё запомнить. Чему посвящено наше занятие? Я предлагаю послушать стихотворение и догадаться самим.
Ученик: Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Воспитатель: Кто догадался, куда мы отправимся в путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы с вами будем говорить о мире природы.
И называется наше путешествие «Войди в природу другом» Слайд 1
III. Основной этап
Воспитатель: Каждому из нас с самого детства нравится ходить в лес, отдыхать на берегу реки. Все мы любим природу и я думаю каждый из вас бережно относится к ней. А знаем ли мы природу?
Сейчас вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – получите фишку. Победит тот, у кого будет больше фишек.
И так, начинаем:
1) Викторина Слайды 3 - 15
1. Сколько лет живёт хвоя сосны, ели? (Хвоя сосны живёт 2-3 года, а ели – 5-6 лет)
2. Почему «дрожат» листья осины? (Лист осины имеет длинный черешок и сравнительно тяжёлую листовую пластинку)
3. Сколько лет майскому жуку? (5 лет. Личинка три года живёт в земле, на четвёртый год превращается в куколку, на пятый год – в жука)
4. Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? ( В гору: у зайца передние лапы короткие, а задние длинные)
5. Какого маленького зверька и почему не едят хищники? (Бурозубку-землеройку – она издаёт отталкивающий мускусный запах)
6. Какие звери летают? (Белки-летяги, летучие мыши)
7. У каких растений нет корней, стеблей, листьев? (У грибов).
8. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи).
9. Какое растение уменьшает боль при укусах насекомых, ранах, мозолях? (Подорожник).
10. У какого травянистого растения семена являются "парашютистами"?
(У одуванчика).
11. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба).
12. У какого зверя в листопад ещё рождаются детеныши? ( У зайчихи: листопаднички).
13. Край виден, но дойти до него невозможно. (Горизонт).
Воспитатель: Молодцы! Заработаны первые баллы. А сейчас следующий конкурс. Представьте что вы в середине леса. Посмотрите вокруг. Вы видите множество деревьев и кустарников. Кто из вас знает деревья и кустарники леса? Давайте перечислим.
(Дети перечисляют названия деревьев и кустарников леса)
Воспитатель: Под словом «природа» мы понимаем не только то, что растёт, но и то, что бегает, прыгает и летает. Вы догадались, что речь идет о животных и птицах. И сейчас мы с вами попробуем по описанию отгадать птицу.
Конкурс «Что за птица?» Слайды 16 - 19
1. Птица, величиной с воробья, которая так ловко лазает по стволу, поворачиваясь из стороны в сторону, и громко высвистывает: «Тью-тью-тью". У него голубовато-серая спинка, рыжеватые бока и ясно заметная черная полоса через глаз.
(Поползень)
2. Своим ярким оперением сразу обращает на себя внимание. Бросаются в глаза красный лобик и основание клюва, ярко-жёлтые полоски на черных крыльях, коричневая спина и коричневые пятна на белой грудке по бокам.
(Щегол)
3. Какая же она красивая! Золотисто-жёлтая, словно слиток золота, она сверкает в высоте синего неба. Мелодичный свист подобен звукам флейты.
(Иволга).
4. Эта птица с наступлением зимы собирается в стаи и предпринимает кочёвки в поисках ярких плодов калины, рябины и других растений.
(Свиристель)
Воспитатель: Молодцы. Справились с этим заданием отлично. Пришло время немножко отдохнуть. Представим, что впереди лесная полянка, а нас ждёт весёлый отдых.
2) Физкультминутка.
Воспитатель: Спасибо за весёлую минутку. Продолжаем наше путешествие.
3) Творческое задание «Опиши животное»
Воспитатель: К следующее заданию вы, ребята, должны подойти творчески. Здесь у меня открытки с изображением животных. Несколько ребят я приглашу к себе и раздам открытки, а вы должны придумать описание животным, изображённым на открытках. Но при этом не упоминать его. А остальные ребята по вашему описанию должны догадаться, что это за животное. Получит фишку тот, кто угадает и тот, кто правильно опишет животное.
(Приглашаются ребята. Им раздаются открытки. Они отходят в сторонку и думают над выполнением задания)
Музыкальная игра-разминка
Воспитатель: Пока ребята думают над заданием, давайте вспомним песни, где поётся о животных, птицах и цветах.
(Дети вспоминают песни. Можно прослушать отрывки песен и
исполнить песню)
Воспитатель: Наши ребята справились с заданием. Слушаем их внимательно и отгадываем животных. Слайды 20 - 24
Воспитатель: Как долго мы с вами наслаждаемся природой! Птиц послушали, за животными наблюдали, веселились. Теперь узнаем имена ребят нашей экскурсии в природу.
4) Ребусы Слайды 25 - 28
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ребус?
Ребус – это зашифрованное слово или предложение. Он требует смекалки.
Посмотрите, в этих ребусах зашифрованы имена ребят. Что это за имена?
(Валя, Вова, Надежда, Вася, Евгения)
Воспитатель: Вот и познакомились.
IV. Рефлексия
Воспитатель: Шаг за шагом, задание за заданием и мы с вами подошли к концу нашего путешествия.
Понравилось ли вам?
Перед вами лежат чистые листочки бумаги и цветные карандаши. Я предлагаю вам нарисовать растение или дерево, а может быть животное и птицу, которые вам нравятся.
(Дети рисуют, крепят на магнитную доску рисунок и поясняют, почему они изобразили это растение или животное).
V. Заключительный этап. Подведение итогов.
Воспитатель: Вы ребята молодцы, что любите и знаете нашу природу. Сегодня все отлично участвовали в нашем путешествии. Давайте посчитаем заработанные вами фишки. Нашими победителями являются Марина, Арсений и Маша. Поздравим ребят с победой. Они получают призы. А для остальных старательных путешественников сладкие угощения.
Воспитатель: Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным бессердечным человеком.
Природа кормит, поит человека. Она украшает и разнообразит его жизнь, пробуждает в нем высокое стремление к творческому труду.
Нуждается ли природа нашей планеты в охране?
Такой вопрос теперь уже ни у кого не найдет отрицательного ответа.
Нам жить в одной семье, нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.