Елена Тарасова
Обучение чтению дошкольников посредством игровой методики Ю. А. Пчелинцевой «Словолодочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение чтению дошкольников посредством игровой методики Ю. А. Пчелинцевой «Словолодочки».
С 1 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО, утверждённой Приказом Минпросвещения № 1028 от 25.11.2022.
В соответствии с новой программой, в обязанности воспитателя входит обучение чтению. Ребё нок к концу подготовительной группы должен уметь:
Публикация «Обучение чтению дошкольников посредством игровой методики Ю, А, Пчелинцевой „Словолодочки“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчела. Сказки о пчелках, стихи, детская литература
- Темочки
1 Проводить анализ слов, выделять словесное ударение, определять его место в структуре слова, характеризовать звуки: гласный - ударный/безударный, согласный - твердый/мягкий (пп. 5 п. 20.6.2);
2 Читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов. Т. е. дети должны уметь читать с пониманием (пп. 5 п. 20.7.2).И это очень нужное, правильное нововведение, потому что чтение практически выпало из образовательного процесса.
В детском саду обучение чтению не входило в обязанности воспитателей.
А в школе детей ждала насыщенная программа и непростой адаптационный период. Результатом этого были возникающие у детей проблемы с чтением.
Между тем чтение - это фундамент всего обучения. Этот навык позволяет быть успешным в обучении по любому предмету. Влияет на такие функции как скорость поглощения информации, желание учиться.
Исследования показывают, что 5-6 лет – самое оптимальное время для обучения чтению. Именно в этом возрасте ребенок готов к освоению этого процесса. И в помощь педагогам авторская методика Юлии Пчелинцевой «Словолодочки».
В основе методики - традиционный звуковой аналитико – синтетический метод К. Д. Ушинского плюс такие супер-популярные материалы как кубики Н. Зайцева и карточки Г. Домана.
Ю. Пчелинцева определяет три основных принципа Словолодочек, которые отличают их от других методик.
1. Использование двух подходов одновременно.
От общего к частному.
От частного к общему.
Каждое занятие начинается с прокапывания волшебного алфавита. В алфавите не буквы, а волшебные капли. Большие, которые звучат долго, капают медленно – это гласные. И маленькие. Звучат коротко, капают быстро – это согласные буквы. Автор методики рекомендует учить с детьми названия звуков, а не букв.
Капельный алфавит многофункционален. С ним можно работать над ориентацией в пространстве. Использовать для работы над фонематическим восприятием.
На каждом занятии пропевается слоговая таблица. Это уникальный, многофункциональный инструмент, разработанный Юлией Пчелинцевой. В таблице только открытые слоги – слоги слияния, они отвечают за плавность речи. Слог слияния = лодка. Таблица составлена таким образом, что ребенку в дальнейшем легче будет усвоить такие понятия, как мягкие – твердые, звонкие – глухие согласные, а так же парные и не парные согласные.
2. Ситуация успеха.
Это состояние, которое педагог формирует у ребенка своими действиями на предыдущем занятии.
3. Игровой формат.
Ребенок усваивает новую информацию лучше, если в процессе обучения он находится в своей ведущей ИГРОВОЙ деятельности. На занятиях буквы превращаются в отважных капитанов и прекрасных принцесс и на волшебных словолодочках отправляются в удивительное плавание в страну ЧТЕНИЯ.
Простые и понятные детям образы, яркие и красочные материалы превращают процесс обучения в самое любимое занятие ребёнка.
Он не думает, как выучить буквы или читать слоги. На каждом занятии он пускается в увлекательное приключение, игровая деятельность вшита в обучающую, и это приносит потрясающий результат.
Обучающий процесс построен на определённых этапах, строго следующих друг за другом. Этапы — это жёсткий каркас, основа методики.
Методика включает 4 этапа.
1. Звуки.
2. Слоги
3. Слова
4. Понимание.
Первый этап самый длительный.
Сначала дети знакомятся с буквами, с их звучанием, написанием, местом в алфавите, учатся слышать в слове, находить в слове.
Огромное внимание на этом этапе уделяется развитию фонематического восприятия. Фонематический слух необходимо развивать для успешного обучения не только чтению, но и письму в дальнейшем. Так как, чтобы грамотно писать, не пропуская и не заменяя буквы на письме, ребёнку необходимо научиться слышать звуки в слове и обозначать их буквами.
Обязательно на первом этапе в каждое занятие добавляется развитие моторики, нейронных связей, пространственных представлений, всех видов памяти, воображения - всего того, с чем неразрывно связан процесс обучения чтению!
На втором этапе дети учатся сливать буквы в слоги и чтение слогов доводится до автоматизма.
На третьем этапе отрабатывается механическое чтение слов, т. е. буквы и слоги собираются в слова. На этом этапе не нужно спрашивать ребенка, что он прочитал. Когда ребёнок научится быстро читать свой "конструктор", т. е. слово, он сам перейдёт к последнему этапу - Понимание. Он поймёт, что за прочитанным стоит какой-то смысл!
Некоторые дети этот смысл улавливают сразу, некоторым - нужно время.
С помощью карточек - словолодочек у детей автоматизируется чтение как навык и фоном даётся фонетика, с которой у словолодочных детей, как правило, не возникает проблем в школе.
Ценность карточек - словолодочек в следующем : слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными, ребенок видит слово целиком. Это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов.
Методика Юлии Пчелинцевой «Словолодочки» позволяет достичь двух следующих результатов:
1 Обучение правильному чтению (чтению с пониманием прочитанного)
2 Поддержание интереса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала.
После «Словолодочек» дети идут в школу читающими
с удовольствием;
с пониманием прочитанного;
со знанием характеристик звуков.