Елена Тарасова
«Вода — источник жизни на Земле». Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д.
Формировать у детей познавательный интерес к природе.
Закрепить знания о круговороте воды в природе.
Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Воспитывать аккуратность при работе.
Развивающие:
Формировать у дошкольников навыки познавательно- исследовательской деятельности.
Способствовать развитию у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.
Развивать речь, фонематический слух, мышление, любознательность.
Формировать умение анализировать, делать выводы; высказывать свое мнение.
Предварительная работа:
Беседа «Вода вокруг нас»
Просмотр презентации «Где в природе есть вода»
Проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды.
Наблюдение на прогулке.
Рассматривание фото альбома «Вода в природных явлениях»
Работа с панно «Круговорот воды в природе»
Игра-превращение «Ходят капельки по кругу»
Методы и приемы: игровой, наглядный, экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: медиа- установка, видео – письмо, презентация с изображением пейзажей водоемов, большой глобус, лист А3 с изображением озера и ручейков, картинки с изображением человека, животных и растений. Яблоко, нож, доска. Флешка с музыкой для игры, ободки с капельками на каждого ребенка. Банка с водой и крышкой, гуашь. Сахар, соль, кофе, масло растительное, песок, земля в чашечках. На каждого ребенка по три стаканчика с водой, ложечка, воронка, ватный диск, чистый пустой стакан и баночка с мутным раствором, одноразовая тарелка.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня на электронную почту детского сада пришло странное, загадочное письмо. Оно было зашифровано. И еще прикреплена фотография. (На экране изображение инопланетянина)
Да, мы тоже поняли, что это письмо с другой планеты, попытались расшифровать, но не смогли разгадать самое главное слово.
Может вы нам поможете?
Согласны? Тогда послушайте что у нас получилось.
«Здраствуйте! Меня зовут Фюс. Я живу на далекой планете Чиса.
У нас нет ЭТОГО.
Но мы знаем, что ЭТО есть на Земле.
Много ли ЭТОГО на вашей планете?
Кому это нужно? Почему не кончается?»
Что же ЭТО? О чем он хочет узнать, мы так и не поняли.
Но в письме была еще вот такая загадка. Возможно, если отгадаем, то все поймем.
(На экране изображение ребуса)
1 Первый звук в слове «Волк».
2 Второй звук в слове «Роза».
3 Первый звук в слове «Дождь»
4 Последний звук в слове «Гроза»
Какое слово получилось?
Дети: ВОДА
Воспитатель: так вот о чем хотят узнать инопланетяне. О воде. А мы не могли догадаться. Спасибо вам, ребята.
Давайте расскажем все, что мы знаем, снимем видео и отправим электронное письмо жителям далекой планеты.
Садитесь красиво, старайтесь. Вы сейчас не просто дети, а представители земной цивилизации. На вас смотрят инопланетяне.
Они спрашивают, много ли воды на планете Земля. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте покажем им модель нашей планеты - глобус.
Каким цветом обозначена вода? Воды так много, что вся планета кажется голубой.
Где вода встречается в природе?
Поиграем в игру «Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе. (В морях, океанах, реках, озерах, болотах, родниках).
Кто знает сколько на Земле океанов и как они называются?
(4- Тихий, Индийский, Атлантический, Северо – ледовитый)
Какие моря вы знаете? Реки?
Вода занимает три четверти поверхности Земли.
Много это или мало? Давайте проверим.
Возьмем яблоко и разрежем на 4 части. Положите на блюдце три четвертых части яблока. – Это вода.
Положите на другое блюдце одну четвертую часть яблока. – Это суша.
Чего больше, воды или суши?
Конечно, воды, но значит ли это, что нам не надо беречь воду? Почему?
Нам кажется, что на земле, очень много воды. Но почти вся вода – соленая. В морях, океанах. Соленую воду нельзя пить. Часть воды – это ледники. Такую воду тоже пить нельзя. Ученые полагают, что только 1% воды на нашей планете пригоден для питья. Это пресная вода. Где можно найти пресную воду? (в реках, озерах,родниках, скважинах) Воду нужно экономить и очень беречь. А теперь подумаем, какие мы можем дать советы как беречь воду.
Дети: зря воду не лить;
плотно закрывать кран;
не играть с водой, которая течет из крана;
не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель: Молодцы, дети, ваши советы очень важны.
Фюс и его друзья теперь знают, сколько воды на Земле. Но они еще спрашивали, кому нужна вода.
Предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
Игра: «Кому нужна вода».
На листе бумаги круг с изображением воды (озеро, от него нарисованы ручейки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево, нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к ручейку.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо все рассказали нашим друзьям с далекой планеты. Без воды не может обходиться ни одно живое существо. Недаром говорят «вода – это жизнь»
Ну а на третий вопрос «Почему вода не заканчивается?» они найдут ответ, если увидят нашу любимую игру «Ходят капельки по кругу». Поиграем?
Физкультминутка
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки).
Воспитатель: молодцы ребята, садитесь на места. Я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, это банка с водой. Какая вода в банке? (чистая, бесцветная, прозрачная) Я скажу волшебные слова и три раза встряхну банку и ….Что произошло? (вода стала красной). Чудеса!
Понравилось? На самом деле произошло чудо или пошутила?
Это фокус. На крышку я нанесла краску и когда взболтала воду – краска в воде растворилась. Ведь вода – растворитель. Она растворяет многие вещества, но не все. И сегодня мы это выясним. Приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Но перед тем, как вы зайдете в лабораторию, вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.
Правила при проведении опытов:
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать исследовательские приборы и материалы.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества на вкус, нюхать без разрешения взрослого.
(дети пересаживаются за столы)
Опыт №1.
Воспитатель: Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки.
Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет?
Дети: сахарный песок в воде растворился.
Воспитатель: Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка.
Растворился речной песок в воде или нет?
Дети: Речной песок в воде не растворился.
Воспитатель: Посмотрите, что находится в других чашечках, назовите эти вещества.
Дети: соль, земля, масло, кофе.
Воспитатель: Возьмите по одной чашечке и по стаканчику с чистой водой. Положите ложечку выбранного вещества, хорошо перемешайте. Расскажите, что вы положили в воду и растворилось это вещество или нет.
Воспитатель: Проведя сейчас опыты с различными веществами, с каким же новым свойством воды мы познакомились? Что мы можем рассказать инопланетянам?
Дети: Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет.
Воспитатель: Правильно, дети! Вода может служить растворителем, но не для всех веществ.
Опыт 2.
Воспитатель: А теперь давайте расскажем Фюсу как вода попадает к нам в дом.
Дети: по трубам, из реки.
Воспитатель: А вы видели у нас в городе есть река АЙ. Какая вода там течет? (мутная, грязная, темная).
А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
Как же это происходит с водой? Почему она такая чистая? (её очищают).
Правильно! Перед тем, как попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает к нам в дома. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды. Поэтому в результате мы с вами пьем чистую воду.
Предлагаю показать нашим друзьям с далекой планеты как можно очистить грязную воду. Согласны?
Итак, у всех есть все необходимое для фильтрования воды. Перед вами стаканы с водой. Какая это вода чистая или грязная? (грязная, вода с землёй)
Ребята, все готовы? А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы воду будем фильтровать через ватный диск, т. е. очищать воду. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр- ватный диск. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из стакана с грязной водой, тонкой струйкой в другой стакан, но наливайте не полный.
Воспитатель: -Ребята, что стало с ватным диском, который служил у нас фильтром?
Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи).
Воспитатель: А вода стала чистой, когда мы ее профильтровали?
Дети: вода стала намного чище.
Воспитатель: какой вывод мы можем сделать?
Дети: С помощью фильтра мы можем очистить грязную воду.
Воспитатель: я думаю, инопланетяне останутся довольны, когда посмотрят наше видео – письмо. Мы много объяснили им про воду. Но давайте еще раз повторим все ответы на их вопросы. Чтобы хорошо запомнили.
Сколько воды на Земле?
Дети: много, три четверти планеты. Но пресной воды, пригодной для питья очень мало, поэтому воду нужно беречь.
Кому нужна вода?
Дети: вода нужна всему живому на Земле.
Почему вода не кончается?
Дети: вода испаряется с нашей планеты и возвращается на нашу планету. Круговорот воды поддерживает жизнь на нашей планете.
О каких свойствах воды мы узнали из опытов?
Дети: вода растворяет некоторые вещества, например сахар, соль. А некоторые не растворяет, например песок, землю.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь инопланетяне знают, что вода – это самое необходимое вещество и помощник для человека. Без воды невозможна жизнь на Земле.