Елена Русина
Конспект занятия по ознакомлению с водой и ее свойствами «Капитошка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с водой и ее свойствами
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришел в детский сад, увидела на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? Конверт, а что в нем? Загадки.
-Кто же их послал? (Капитошка)
- А кто это? (капелька воды) портрет Капитошки.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь.)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако.)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с водой и ее свойствами „Капитошка в гостях у ребят“» размещена в разделах
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.) Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).
2. Проблема: - Что объединяет наши отгадки?
-О чём мы с вами сегодня будем говорить? (о воде)
-Что у меня в руке? (глобус)
-Что такое глобус? (модель Земли в уменьшенном виде)
-Что мы можем узнать, глядя на глобус? (Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.)
-Когда первый космонавт, Ю. А. Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете, почему? (вода занимает третью часть планеты)
-Ребята, а что было бы, если бы не было воды (наша планета была бы похожа на каменный шар). Не было бы ни зеленого платья планеты, ни речных, ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы птиц, ни зверей, ни людей. Планета превратилась бы в каменную пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь!
- Ребята, вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане? В реке? А в озере какая вода? В роднике? В болоте?
-Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе
-Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Ответы детей.
-Сейчас нам Паша прочтет стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
3. Практическое экспериментирование.
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
1: Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха,растворитель.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: “Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Не имеет запаха.
Опыт 4. Воспитатель предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагает попробовать снова воду на вкус.
-Что изменилось? (у воды появился вкус- сладкая, соленая). А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворились
Опыт 5. -Интересно, а все ли вещества могут полностью растворяться в воде? Попробуем растворить подсолнечное масло и муку. Что происходит? Можно ли пить ее в таком виде? (можно очистить с помощью фильтра).
2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 6.
- На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна.
Опыт 7.
- А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
- Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды? Воспитатель предлагает палить воду в резиновую перчатку.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды : в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.
4. Физкультминутка “Капельки и тучки”.
. Игра проводится 2–3 раза.
5- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке.
- Ребята, представьте, что это река. Посмотрите, какая она чистая. Но вот пришли люди и накидали мусор. (В таз с водой дети бросают бумагу, палочки, пластиковые стаканчики, стеклянные вещи)
-Что произошло с водой? Как себя чувствуют речные обитатели?
- Как мы можем помочь? (Взрослым нужно очистить речку от мусора и больше не загрязнять)
И в заключении нашего исследования, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Рефлексия:- Что мы расскажем Капитошке о результатах наших экспериментов?