Екатерина Ильина
Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе «Во долине русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Знакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа. Закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках. Учить передавать ритмический рисунок песни с помощью русских народных ударных инструментов. Вызывать эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку. Закреплять навык пения а капелла.
Ход занятия
Зал украшен предметами русского народного прикладного искусства (хохлома, двмковская игрушка, гжель, русские народные инструменты и т. д.)
Публикация «Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе „Во долине русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети свободно входят, рассматривают убранство зала. Музыкальный руководитель предлагает ребятам внимательно послушать и определить, музыка какого народа сейчас прозвучит. Дети отвечают: "Русская плясовая".
Педагог предлагает детям поплясать, используя знакомые движения. Звучит русская народная мелодия (по выбору музыкального руководителя).
Музыкальный руководитель говорит: "Сегодня на занятии мы будем петь, плясать, водить хороводы, играть, исполнять русские народные мелодии на народных инструментах. В старину девушки и парни, собираясь вместе, пели песни, водили хороводы. Давайте и мы сейчас заведем хоровод".
Девочки читают стихи.
1я девочка. Во долине - луговине
Девушки поют.
Во долине- луговине
Хоровод ведут.
2я девочка. По долине- луговине
Девушки идут.
Песню звонкую, родную
Весело поют.
Дети исполняют хоровод "А я по лугу".
Музыкальный руководитель : "Очень любили на Руси шутки и смех. Вот послушайте, как вызывали плясунов на соревнование".
1й ребенок. Эх, дайте мне сказать
И начать сказание.
Вызываю плясунов
На соревнование.
2й ребенок. Уж я так устроена:
Петь, плясать настроена,
Один день не попляшу-
На другой с ума схожу.
3й ребенок. Ох, топну ногой
Да притопну другой.
Сколько я ни топочу,
Все равно плясать хочу.
Девочки и мальчики пляшут поочередно под русскую народную песню "Пчелочка златая" в аудиозаписи.
Музыкальный руководитель исполняет на деревянных ложках ритмический рисунок и предлагает детям определить песню ("Во кузнице" или другую).
Узнав песню, дети играют ее на русских народных инструментах (бубнах, трещотках, колотушках, ложках и др.) под аккомпанемент музыкального руководителя. Затем песня исполняется а капелла, двое детей инсценируют ее.
Музыкальный руководитель рассказывает: "Многие композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве. Знакомую вам русскую народную песню "Во поле берёза стояла" использовал в своем произведении П. И. Чайковский. (Звучит фрагмент из симфонии П. И. Чайковского).
Также много весёлых народных игр сохранилось а памяти людей. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру "Огородник".
Каждый из играющих называет себя каким - нибудь овощем. Дети становятся в круг. Один из участников игры- "огородник"- выходит в середину Круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник!
-За чем пришел?
-За репой!
После этого ответа все ведут хоровод, приплясывая и приговаривая:
Сверху репа зелена
Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдёт,
Всяк за вихор возьмёт.
"Огородник" должен назвать, кто из ребят репа. Если он угадает верно, "репа" убегает, "огородник" бежит за ней.
В середине большого обруча стоит пенек, в центре складывают "репу"- венок, деревянную ложку, матрёшку, платок и др. Все играющие стоят за обручем, а "огородник" садится на пенек стеречь "репу" и при этом поет (импровизация) :
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тещу,
Огород горожу,
Белу репоньку сажу.
По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в "огород" и унести "репу". Ребенок, до которого дотронулся "огородник", выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет "репы".
Музыкальный руководитель обращается к детям: "Закончим мы наше занятие веселой плясовой".
1й ребенок. Ох, ноги мои,
Что мне делать с вами?
Для хороших гостей
Пляшете вы сами!
Дети свободно пляшут под русскую народную мелодию "Барыня" под аудиозапись.
Примечание. Для того, чтобы помочь детям почувствовать колорит русского фольклора, рекомендуется использовать элементы народных костюмов.