Ольга Моторенко
Внетабличное сложение с образованием числа 20
▼ Скачать + Заказать документы
Урок математики в первом классе
Тема. Внетабличное сложение с образованием числа 20. Внетабличное
вычитание из числа 20
Цель: на основе ранее полученных знаний «открыть» вместе с ребятами
сложение с образованием числа 20 без перехода через десяток, а
также вычитание из числа 20 без перехода через десяток
Тип урока: урок получения новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Оборудование: карта заданий для каждого участника, демонстрационных размеров картонные монетницы и монеты для каждой группы (для задания № 8, бумажные демонстрационные кошелёчки с надписями для рефлексии, карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 10 для устного счёта (игра «Карусель»). Все схемы и лесенки из карты заданий обозначаем на доске.
Карта заданий
Путешествие в магазин
1. Организационный момент.
2. Игра «Карусель» (УС).
3. Комната отдыха.
По схемам определи тему и цели урока.
__ + _ = 20 20 -_ =
4. Лесенка сложения.
15+5=
13+7=
16+4=
• Объясните сложение. После выполнения всего задания сделайте вывод.
5. Лесенка вычитания.
20-2=
20-6=
20-8=
• Объясните вычитание. После выполнения всего задания сделайте вывод.
6. Переход дороги (повторяем компоненты задачи).
7. В магазине. Подробно разберите задачу. Решите её.
У мальчика было 20 копеек. 6 копеек он потратил на обложку для тетради. Сколько копеек осталось у мальчика?
Ответ: __ копеек.
8. Задание в группах «Монеты».
Наберите 20 копеек разными монетами (1,2 гр. – 4 монетами; 3,4 гр. – 5 монетами; 5,6 гр. – 6 монетами).
9. Задание «Я сам!»
+ + + =20 + + + + =20
+ + + + + =20
10. Итог.
11. Рефлексия. Выберите понравившийся кошелёчек.
12. Упражнение «Фантазёры».
Подберите как можно больше примеров к схемам:
__+ _ = 20 20 - _ = __
Ход урока
Ход всего урока уже внесен в карту заданий. Приведём лишь примеры некоторых фраз учителя.
1. – Сегодня мы отправляемся в магазин. Попадём туда, если выполним все задания. У каждого из нас есть карта заданий.
2. – Поднимите руки, кто любит кататься на карусели. Сейчас мы с вами организуем свою карусель и заодно повторим примеры на сложение с образованием числа 10 и примеры на вычитание из числа 10.
(Учитель показывает пример, ученик читает его любым математическим способом, при правильном ответе получает данную карточку. Когда половина учеников класса получит карточки, тогда они встают и образуют в середине класса внутренний круг. Остальные ребята образуют внешний круг. Далее образовываем пары : ученик из внутреннего круга поворачивается лицом к ученику из внешнего круга. «Внутренний круг» - «учителя», «внешний круг» - «ученики». Каждый «ученик» читает любым математическим способом карточку у своего «учителя» и даёт ответ, затем по часовой стрелке по хлопку учителя урока ребята перемещаются к следующим «учителям». На втором этапе игры ребята из «внешнего круга» меняются местами с ребятами из «внутреннего круга». Произошла смена роли «учитель» - «ученик». Игра повторяется. На третьем этапе игры ребята из «внешнего круга» садятся за парты, а ребята – «учителя» из внутреннего круга выходят к доске. Учитель урока их быстро опрашивает).
3. – Покатались на карусели, пришла пора и отдохнуть. Мы попадаем в комнату отдыха. (Ответственный этап. Под руководством учителя ребята пробуют сформулировать тему и цель урока).
- Посмотрите на первую схему. ( На доске написаны примеры: __+_=20, 20 - _=__). Как мы будем получать число 20?
- Что мы уже знаем о числе 20?
- Что мы знаем о двузначных числах?
-Посмотрите на вторую схему. Какие числа (двузначные или однозначные) мы будем отнимать от числа 20?
- Попробуйте простыми словами сформулировать, чем мы сегодня будем заниматься.
- Таким образом, мы познакомимся со сложением с образованием числа 20 без перехода через десяток и познакомимся с вычитанием из числа 20 без перехода через десяток.
- Зачем нам нужно это уметь делать?
4. – Далее нам необходимо преодолеть следующие ступеньки. Перед нами «лесенка сложения».
- Примеры будем читать разными способами.
- Как нам следует вычислять? Какие будут предложения?
(Ребята приходят к выводу, что ед. складываем с ед., затем прибавляем десяток).
5. Аналогичная работа проводится с «лесенкой вычитания».
Вывод: при вычитании однозначного числа из двузначного мы мысленно 20 раскладываем на 10 и 10; из 10 вычитаем однозначное число и прибавляем 10.
6. –Теперь мы перейдём дорогу. Перед нами «зебра». ( На доске прикреплены полоски белой бумаги с надписями:
• условие
• вопрос
• решение
• ответ
Здесь мы повторяем компоненты задачи).
7. – Вот мы с вами и оказались в магазине. (Идёт анализ и решение задачи).
8. – У мальчика было 20 копеек. Давайте в группах попробуем набрать 20 копеек разными монетами. У вас есть монеты достоинством 10 копеек (несколько штук, 5 копеек (несколько штук, 2 копейки (несколько штук)и 1 копейка (несколько штук).
(Монеты демонстрационной величины выполнены из картона).
- Наберите 20 копеек разными монетами (1,2 гр. – 4 монетами; 3,4 гр. – 5 монетами; 5,6 гр. – 6 монетами).
(Ребята в группах вкладывают «монеты» в картонные монетницы с прозрачными кармашками. После выполнения задания результаты трудов групп крепятся магнитами к доске. Делается вывод, что 20 копеек можно получить разными способами).
9. Задание «Я сам!» дублирует задание в группах, но выполняется индивидуально.
10. Итог
- Чему мы сегодня учились на уроке?
11. Рефлексия.
(На доске крепятся вырезанные из бумаги «Кошелёчки», на которых следующие надписи: «Игра «Монеты»», «Игра «Карусель»», «Всё понравилось»).
-Ребята, подходим по очереди к доске и крепим магнит на любой «Кошелёчек».
12. (Упражнение «Фантазёры» является дополнительным или домашним заданием).