МААМ-картинки

Внеклассное занятие «Я живу в Хакасии»

Бугаева Ника Ивановна
Внеклассное занятие «Я живу в Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Я живу в Хакасии.

Цели:

1. Закрепить знания учащихся о малой Родине.

2. Воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям хакасского народа.

3. Воспитывать чувство гордости за родной край, побуждать интерес к его истории.

4. Коррекция и развитие связной устной речи, зрительного восприятия и внимания.

Предварительная работа: Рассматривание хакасских узоров, иллюстраций и чтение книг о Хакасии, заучивание стихотворения, поговорок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя.

Публикация «Внеклассное занятие „Я живу в Хакасии“» размещена в разделах

- Здравствуйте дорогие гости! Мы рады, что вы присутствуете у нас на занятии.

- И свое занятие, я бы хотела начать со стихотворения М. С. Кокова “Родная земля”

Михаил Семенович Коков

“Родная земля”

В лесу – и зверь пушной и птица,

В заимке – скот, в земле – металл.

Недаром родиной гордится

Хакас, что равноправным стал.

На склонах гор шумит пшеница,

По волнам рек спешат плоты, -

И блещут стройки, как зарницы,

Среди полночной темноты.

И, просыпаясь в дымке синей

От рева мощного гудка,

Седой тасхыл сквозь зыбкий иней

Глядят на звёзды рудника.

- О чем воспевает в своем стихотворении поэт?

- Правильно, он говорит о малой Родине, где мы с вами живем. И сегодня наша тема так и звучит «Я живу в Хакасии». Эта тема вам знакома, поэтому мы, что-то вспомним, а что-то узнаем новое.

2. Основная часть.

- 300 лет тому назад Хакасия добровольно вошла в состав России.

- Скажите пожалуйста, а когда образовалась Р. Хакасия в составе Российской Федерации, именно как Республика, (3 июля 1991 года).

- Молодцы. Республика Хакасия – наша малая Родина она образовалась 3 июля 1991 года.

- В каждой Республике есть своя столица, флаг и герб, а также традиции и обычаи. Скажите, как называется столица Республики Хакасия?

(Столица РХ город Абакан).

- А теперь обратите внимание на экран. Что изображено на экране?

(Флаг РХ).

-Кто расскажет о флаге Республики Хакасии?

(Флаг в три цвета - синий, белый, красный - они соответствуют цветам государственного флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации.

- А что означает зеленая полоса?

(Зеленый цвет это традиционный цвет Сибири, означает вечность жизни, возрождения, дружбу, богатство народа Хакасии).

-А в центре зеленой полосы Солярный знак это символ вселенной символизирующий дань уважения к поколениям людей, живущих на земле Хакасии.

- Где можно встретить такой солярный знак еще? (На каменных изваяниях и они встречаются только у нас в Хакасии).

- Молодцы.

- А сейчас, что изображено на экране? (На экране изображен Герб Хакасии).

-Посмотрите внимательно и расскажите о Гербе Республики Хакасии.

(Герб Республики Хакасии на белом фоне стилизованный барс в обрамлении березовых ветвей, переходящий в основании в элемент хакасского национального узора- трилистник (это тоже хакасский узор). В верхней части герба – солярный знак. Барс – белого цвета, ветки березы – зеленого, солярный знак-золотистого цвета.

-А что символизирует свернувшийся барс? (вечность жизни на земле).

- А ветки березы (общую историческую судьбу всех народов России, так как береза священное дерево для россиян).

-Кто знает ребята, сколько в состав Республики Хакасии входит административных районов? (8). Давайте назовем их.

Алтайский район- центр Белый Яр.

Аскизкий район- с. Аскиз.

Бейский район- с. Бея

Боградский район- с. Боград

Оржоникидзевский район- п. г. т. Копьево

Таштыбский район- с. Таштып

Усть- Абаканский район –п. г. т. Усть- Абакан

Ширинский район- с. Шира

-Давайте посмотрим на экран все ли вы районы назвали.

- Наша малая Родина многонациональна, назовите национальности людей которые живут в Республике Хакасии. (хакасы, русские, украинцы, немцы, чуваши, таджики, армяне, азербайджанцы, и другие около 100 национальностей.)

- А коренные жители нашей малой Родины кто? (Хакасы).

- Ребята, какой образ жизни вели хакасы (Кочевой.)

- Если у них был полукочевой образ жизни, как вы думаете, как выглядело их жилище, какое оно было? (переносное, не громоздкое, удобное для перемещения). А может кто-то скажет как оно называлось (юрта).

-Давайте посмотрим на экран.

Юрта является традиционным жилищем хакасов на протяжении более 2000 лет.

Основными были каркасная и срубная юрты.

В связи с полукочевым образом жизни наиболее удобным жилищем для народов

была каркасная юрта. Ее основу составляли стены из раздвижных решеток «тирме» («хана») с дверной рамой и куполом. Обычно количество раздвижных решеток «тирме» равнялось шести. Если хозяин был богаче, то количество стен могло увеличиться от 8, 10 и даже до 12.

Летом юрту покрывали берестой, а зимой - войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой.

В условиях сельской местности, для той хозяйственной модели, которую вели хакасы еще 3,5 тысячи лет назад, для нашего климата юрта – это наиболее оптимальный способ организации жизненного пространства. В чем ее преимущества? Юрта быстро нагревается и долго сохраняет тепло и энергию. 100 % ее площади используются с пользой. В юрте нет бесполезных углов, вернее, в ней вообще, практически, нет углов.

Место, на которое устанавливалась юрта – должно быть благополучным. Наши предки наблюдали за животными, особенно за крупно-рогатым скотом, которые на ночь устраивали ночлег только в хорошем (по влиянию окружающей среды) месте. Также место для юрты могли находить с помощью шамана.

-Давайте посмотрим на экран.

Шаман — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами.

Юрта – это символ согласия и сплоченности.

- А где можно сейчас увидеть такие юрты?

(В музее под открытым небом в Усть- Сос.)

3. Физминутка. «Юрта».

- А сейчас обратите внимание на парты. Я приготовила вам фрагменты узора, вы должны его составить, а затем рассказать где вы видели такие же узоры?

Дети выполняют задание и отвечают на заданный вопрос.

- Правильно, это хакасские народные узоры. Их можно увидеть на национальных костюмах народов Хакассии.

-Хакасы были искусными мастерами, они украшали свою одежду вышивками. (Показ одежды). Наверное у вас или у ваших родственников есть такая национальная одежда.

-Ребята обратите внимания, что на вышивках хакасского костюма отображены элементы природы. Это значит, что они трепетно относились к природе, одухотворяли ее в сказаниях и легендах, и до сих пор воспевают в песнях и в стихах. С особой нежностью писал в своих стихах о Хакасии, хакасский поэт Василий Андреевич Кобяков.

- Сейчас нам Марина прочитает отрывок из стихотворения «Песня о степи»

Василий Андреевич Кобяков

“Песня о степи”

Здравствуй, степь, напомни мне

О родимой стороне,

Где в цветах курган,

Где струится Абакан

По раздольной стороне.

Все равно здесь, вдали

От моей родной земли,

Лишь подумаю о ней, -

Радость в сердце всё сильней

От ветров родной земли.

Вижу синь её лугов,

Пью нектар её цветов.

Светлой грустью озарён.

Слышу жаворонка звон

Над ковром её лугов.

Степь, к тебе издалека

Мчится здешняя река.

Ты, река, в родимый край

Эту песню передай,

Как привет издалека.

Чтение отрывка стихотворения.

-Красива наша Хакасия – уникальная страна на юге Сибири. С неповторимым микроклиматом, изобилием солнца, плодородной землей, памятниками прошлого, множеством целебных озер.

4. Обыгрывание обычая.

- Наши далекие предки одухотворяли природу. Трепетно относились к ней, с нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьки быстрой, березе белой. У хакасов и русских

особо почитается береза, считается священным деревом. У хакасского народа есть древний обычай, расскажите какой? (повязывать на березу ленточки в память о себе).

-Давайте вспомним этот обычай. (заносится береза.)

- У меня на столе лежат ленточки – красная, голубая, зеленая. Что означает голубая ленточка? – цвет неба, чистоты души, покоя, гармонии.

Зеленая ленточка-оберег, символ вечности природы, начало всех начал.

Красная ленточка- надежность, цвет жизни, символ солнца, тепла, достатка.

-Показ на экране.

Давайте мы все вместе с гостями совершим этот обряд, загадайте желание и вешайте ленточки, а потом все возьмемся за руки вокруг нашей березы, пожалуйста закройте глаза и постойте немного.

Звучит музыка. Пусть древние легенды и сказания войдут в вас, через живые образы утки Хас, через тайны белой волчицы, через божественный цветок лилии. Пусть пролетит мимо вас сказочный конь с заплетенными в гриву лентами, на котором весело гарцует дух гор.

(всадник позванивает колокольчиками, нашитыми на одежду, и мимо кого он пролетит- того ожидает удача в этой жизни. А коль от гнева задрожит его тело, берегись человек!

Не сдобровать тебе). Сохраните в своем сердце тревожные звуки шамана. И пусть напомнит он вам запах ковыля и поведает тайны загадочной пирамиды. Все это и есть тайная мелодия твоей Родины-она журчит ручьем. Сбегащих с гор, шелестит листвой берез, звенит голосом жаворонка. Сбереги ее в своем сердце, и счастье улыбнется вам еще не раз!

- На этом наше занятие закончено спасибо всем, благодарю вас дети за хорошую работу и активное участие

Публикации по теме:

Занятие развлечение для детей подготовительной группы «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (занятие развлечение для детей подготовительной группы) Проводится в «Русской.

Фотоотчет о проекте «По страница Красной книги Хакасии»Фотоотчет о проекте «По страница Красной книги Хакасии» Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Под таким лозунгом.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мир, в котором я живу» Интегрированное занятие в подготовительной группе "Мир, в котором я живу" Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей.

Конспект занятия в старшей группе «Цветущая земля Хакасии» Тема: «Цветущая земля Хакасии» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое.

Проект «Тропинки Хакасии» Проект «Тропинки Хакасии «Хакасия, край мой! Родные просторы, Вы мне улыбаетесь морем огней. Широкие степи, высокие горы Навеки в душе.

Конспект занятия «Природа Хакасии» " "01.2019 Тема дня «Природа и мы» Понедельник Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат 7:30-8:00.

Внеклассное занятие «История русского народного костюма» Внеклассное мероприятие Тема: «История русского народного костюма» Цель: закрепить знания детей о русском народном костюме, познакомить.

Внеклассное занятие «Как прошли мои осенние каникулы»Внеклассное занятие «Как прошли мои осенние каникулы» Цель: освоение и углубление социально-этических знаний. Задачи: личностные: формирование нравственно-этической ориентации у воспитанников,.

Внеклассное занятие «Слова и их значения» Внеклассное занятие «Слова и их значения» Цель: воспитание культуры речи учащихся. Задачи: - формирование у детей бережного, уважительного.

Занятие по речевому развитию «Где я живу» Рассказы детей. Цели и задачи: Закрепить представление детей о природе и жизни людей на Севере и Юге нашей страны. Учить передавать свои.

Автор публикации:
Внеклассное занятие «Я живу в Хакасии»
Опубликовано: 5 января 2019 в 16:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие «Я живу в Хакасии»» (включая файлы) размещена пользователем Бугаева Ника Ивановна (УИ 1693111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД