Марина Вязьмитина
Внеклассное занятие «История русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие
Тема: «История русского народного костюма»
Цель: закрепить знания детей о русском народном костюме, познакомить с костюмом Орловщины
Задачи: дать представление о составе и покрое женского и мужского народного костюма, а также о современной стилизации народного костюма.
Формирование творческого отношения к делу.
Развитие художественного восприятия образа и его воплощение.
Публикация «Внеклассное занятие „История русского народного костюма“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Учить детей находить сходства и различия народного костюма от современной одежды. Познакомить с символикой и оберегами используемыми при украшении одежды
Оборудование: книги, журналы из истории народного костюма, ноутбук. Народные костюмы стилизованные и старинные (мужские и женские,куклы в русских народных костюмах, иллюстрации с элементами народного костюма в современной одежде.
Словарная работа: панева, порты, рубаха, завеска, оберег.
Ход занятия
1.Организационный момент
Приветствие педагога и воспитанников.
Знакомство с темой, обоснование выбора, постановка цели занятия перед учащимися.
2.Проверка домашнего задания.
Предлагалось выполнить плоскую тканевую аппликацию по мотивам русского народного костюма.
Анализ работ учащихся по параметрам:
-подбор цветовой гаммы;
-силуэт и пропорции;
-аккуратность в работе
3.Актуализация знаний
Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками.
Народный костюм- яркий самобытный элемент материальной культуры, сохранивший в себе характерные традиционные элементы покроя и орнамента.
На предыдущих занятиях мы начали изучать историю развития русского народного костюма. Давайте вспомним, какие материалы использовались для его создания.
Беседа с детьми по следующим вопросам:
-что использовалось в качестве сырья для изготовления пряжи?
-в каких районах страны использовался лён, а в каких конопля?
-какие народные промыслы считались исконно домашней работой русских женщин?
-на формирование покроя русского народного костюма оказали влияние определенные факторы, какие? Назовите их.
Обширность территории, характер обычаев были причиной того, что в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма. При этом каждый регион создал свой неповторимый образ.
-Какие четыре комплекта женского народного костюма можно выделить? Перечислите их.
(Показ фотоматериалов – «Народные костюмы для занятия» Праздничный женский костюм)
-Какие основные одежды входили в мужской костюм?
4.Изучение нового материала
Рассказ о составе комплектов женского народного костюма, преобразование с течением времени: лапти, сапоги, валенки.
Просмотр фрагментов видеофильма по истории русского костюма. Для закрепления материала предлагается просмотр стилизованного мужского и женского костюмов (видеоматериал). Комментирую и подробно характеризую каждый комплект женского костюма; мужской костюм и отдельно входящие в него элементы.
Разбор элементов женского костюма выполняется в следующем порядке: рубаха, передник, сарафан, душегрея, юбка, зимние одежды.
Виды головных уборов, материал для их изготовления, их название, принадлежность по регионам. Орнамент и украшение головных уборов.
Праздничный и обрядовый костюмы. Богатство украшений, декора, орнамента.
Сценка в народных костюмах «Из жизни сельской молодежи»
Современный сценический костюм имеет ту же основу, что и исконно русский костюм. Но в настоящее время велико разнообразие различных видов тканей, фурнитуры для отделки. Для расшивки костюмов используются жаккардовые и атласные ленты, тесьма, «вьюнчик», пуговицы, пайетки, бусины, бисер, вязаные мотивы и другое. Это в полной мере относится ко всему составу костюма: головной убор, одежда, обувь. Современные художники-модельеры создают уникальные народные костюмы, имитируя лучшие образцы народного творчества.
Для детских театров моды, детских исполнителей народных песен и танцевальных коллективов модельеры широко используют все богатство и красоту русского народного костюма. Сценический костюм был создан по мотивам русских народных сказок.
Современные дизайнеры нередко выбирают для своих коллекций этнические мотивы, обращаются к теме народного костюма, находя каждый раз в нем источник вдохновения для создания коллекций одежды. Каждый год на Неделе моды можно увидеть интересные идеи использования народных мотивов в новомодных костюмах.
5.Домашнее задание
Сегодня на занятии мы много говорили о русском народном костюме, его истории, постепенном развитии и использовании в современной моде. Поэтому домашнее задание называется «Современные узоры народных элементов в костюме» Необходимо выполнить на формате А-4 эскиз на заданную тему, в котором вы представите свое «прочтение» народного костюма
6.Подведение итога занятия.
Куклы в русской национальной одежде (сарафане и паневе). Найти сходства и различие.
Сарафаны носили в основном в северных районах нашей Родины, а в южных районах, куда входила и наша Орловская область (губерния) носили юбки –паневы, а сверху фартук – завеску.
Рассматривание куклы в мужской одежде. Предметы одежды: рубаха, порты.
Что означает вышивка на одежде? (оберег).
Разьяснение её символики.
Рассматривание иллюстраций с отличительными особенностями деталей одежды разных губерний