Лучший педагог года

Внеклассное занятие «Слова и их значения»

Стрикачева Марият Магаметовна
Внеклассное занятие «Слова и их значения»
▼ Скачать + Заказать документы

Внеклассное занятие «Слова и их значения»

Цель: воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

- формирование у детей бережного, уважительного отношения к родному языку;

- развитие речи, логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в группе;

- исключение слов-паразитов в речи;

- расширение кругозора;

- воспитание чувства ответственности и товарищества;

- воспитание любознательности.

Публикация «Внеклассное занятие „Слова и их значения“» размещена в разделах

Оборудование: на доске плакат «Слова и их значения», пословицы на карточках, рисунки детей, карточки со словами и их значениями, слайды

Вступительное слово.

Воспитатель:- Наша речь состоит из слов. Слова бывают разные : добрые и злые, ласковые и грубые, хорошие и плохие. Какие бы слова не существовали на свете, все- таки они нас окружают, и мы используем их в речи. А какие слова будем употреблять, зависит от нас самих. Сегодняшнее занятие начнем с путешествия в страну Добрых слов, где каждое слово имеет свое значение. Прекрасные речевые задания ждут вас, и мы с вами сами попробуем что-нибудь создать.

(На экран проецируется план путешествия с заданиями.)

- Итак, путешествие начинается.

Задание 1. Остановка «Сказка» (на слух и внимание).

- В мире существуют не только сказки для детей, но и сказки для взрослых. Сейчас вы познакомитесь с одной из них.

«Сказка о Лесорубе, которому до всего было дело».

В старину в одном городе потеряли улыбку…

Уверяю вас, что очень страшно, гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд.

Никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины ее возникновения.

- Очевидно, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

- Нет, нет, нет… Скорее это явление простудного характера, возражал ему Стрептоцид.

Между тем, болезнь с каждым днем принимала все более угрожающий характер. Люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых дружелюбных слов слышалось :

- Не твое дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!

И как раз в это трудное время с гор спустился молодой лесоруб. Подходя к городу, он увидел человека, тонущего в реке.

- Тонешь?- спросил лесоруб, собираясь броситься на помощь.

- Не твое дело, мрачно ответил утопающий и ушел под воду.

Лесоруб не стал тратить время на разговоры. Он бросился в реку и вытащил человека на берег.

- Ты что же сопротивляешься, когда тебя спасти хотят? Смотри, так и утонуть недолго.

- Да кто ж тебя знал, что ты в серьез спасать надумал? У нас это не принято.

Пожал плечами Лесоруб и отправился в город.

На одной из улиц дорогу преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой. Он никак не мог поставить ее на колеса: никто не помогал ему.

- Давай- ка, дед, вместе!- весело сказал Лесоруб. Одному тебе не под силу.

- Не твое дело,- грубо буркнул дед, не поднимая головы.

- Ишь ты, гордый какой!- засмеялся лесоруб. У меня- то сил по – больше, чем у тебя. А вдвоем не справимся, люди подсобят: вон их, сколько собралось тебе на подмогу.

При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко,

а передним труднее, и они волей- неволей взялись помогать старику. Вскоре в городе только и разговоров было, о молодом лесорубе. Говорили, что он во все вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой (это была первая улыбка, появившаяся за время эпидемии, а потом многие захотели составить лесорубу компанию, потому что он был веселый и делал доброе и интересное дело.

Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, слово «чепуха» застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц. Однако, борьба с эпидемией была в плане больницы на весь следующий год, поэтому профессор решил закрыть глаза на факты. Он уже открыл рот, время входил в зал заседаний.

- Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы: ведь она причина заболевания, которую вы так долго искали.

Так закончилась эпидемия в городе. А лесоруб ушел в горы – у него там было много работы. (Ф. Д. Кривин)

- Как вы думаете, почему приключилась эпидемия? (ответы детей)

-Назовите героев сказки. На экране появляются слова :

1. Касторка. Стрептоцид. Пенициллин- названия лекарств.

2. Лесоруб.

3. Жители города

- Какими личностными качествами обладали лесоруб и жители города?

Лесоруб – трудолюбие, доброта, сочувствие.

Жители города- грубость, равнодушие.

- А теперь подберите к положительным качествам противоположенные слова другого значения.

Трудолюбие (любовь к труду) - безделье;

доброта (отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение) - грубость;

сочувствие (отзывчивое отношение к переживаниям, несчастьям других) - равнодушие.

Грубость (отсутствие культуры)- вежливость;

равнодушие (безразличие к людям, к окружающему)-сочувствие.

- Что же помогло вернуться улыбке? (ответы детей)

Задание 2. Остановка «Загадочный сундучок».

Воспитатель: - Перед нами загадочный сундучок. В нем следующее задание. Чтобы открыть его, надо произнести следующие слова :

Отопрись- ка, ты, замок,

Открывайся, сундучок!

(Ребята получают из сундучка задания по группам)

Условие для 1 группы : заменить в словах один звук и образовать новое слово :

когти – ногти;

свет – цвет;

киска – миска;

орел – осел;

зуб – дуб;

полено- колено.

Условие для 2группы : из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы и получилось новое слово :

смех- мех;

олень-лень;

экран- кран;

скот- кот;

мрак- рак;

снаряд- наряд;

коса- оса.

Задание 3: остановка «Путаница»

В каждом наборе букв зашифровано по два слова. Найдите их:

выбрать из букета лесной садовый цветок: ПЛИАНДОШНЫ

(пион, ландыш);

в этом наборе спрятались дерево и хлебный злак: ОБРЕЖЁЗАРЬ

(береза, рожь);

а здесь мучитель Цокотухи и птица с белой грудкой:

УЛАСАТОКЧКПА (паук, ласточка).

Задание 4. Остановка «Наоборот»

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот»

Скажу я слово : высоко,

А ты ответишь: низко;

Скажу я слово : далеко,

А ты ответишь: близко;

Скажу тебе я: потерял,

И скажешь ты: нашел;

Скажу тебе я слово : трус,

Ответишь ты: храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты: конец!

Воспитатель: - На занятии вы поняли, что самое главное то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль. Сегодня мы смогли вычеркнуть из нашей речи слова- паразиты, которые уродуют наш язык. Наше мероприятие хочу закончить замечательными строками из стихотворения Вадима Шефнера о словах. Он точно передал цену человеческого слова. (читает стих)

-

Публикации по теме:

Интегрированное занятие НОД «Вежливые слова» Интегрированное занятие НОД «Вежливые слова». Воспитатель старшей группы: Дзестелова Б. С. 2017г. Цель: развивать устную речь;.

Занятие во второй младшей группе «Вежливые слова» Занятие во второй младшей группе. Тема: «Вежливые слова». Автор: Беличенко В. В. Цель: Воспитание в детях внимательного, доброжелательного.

Внеклассное занятие «История русского народного костюма» Внеклассное мероприятие Тема: «История русского народного костюма» Цель: закрепить знания детей о русском народном костюме, познакомить.

Конспект воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Внеклассное занятие «Лес и жизнь» МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» Конспект воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы Автор-составитель: Павловичева.

Внеклассное занятие по правовому воспитанию «Знакомимся со своими правами» Внеклассное занятие по правовому воспитанию на тему «Знакомимся со своими правами» Цели: формирование представления об основных правовых.

Внеклассное занятие по работе с книгой для учащихся коррекционной школы-интерната «Путешествие в Страну сказок» Тема : ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК ЦЕЛЬ : Актуализация знаний детей о русских народных сказках. ЗАДАЧИ: Образовательные : приобщать детей.

Внеклассное занятие в группе продленного дня «Берегите родную природу!» Внеклассное занятие в группе продленного дня на тему: "Берегите родную природу!" Цели: • Ознакомление детей с экологическими проблемами;.

Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки»Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки» Цель: дать представление о технике ажурного вырезания - вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни. Задачи:.

Занятие по грамоте «Звуковой анализ слова «Изба»» Оу ызметіні йымдастырулы техналогиялы картасы Технологическая карта организованной.

Занятие «Вежливые слова» Цель : Познакомить детей с вариантами приветствий; Научить правильно употреблять эти слова в речевой практике; Сформировать навыки, вежливости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие «Слова и их значения»
Опубликовано: 19 октября 2018 в 12:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие «Слова и их значения»» (включая файлы) размещена пользователем Стрикачева Марият Магаметовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД