Стрикачева Марият Магаметовна
Внеклассное занятие «Слова и их значения»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное занятие «Слова и их значения»
Цель: воспитание культуры речи учащихся.
Задачи:
- формирование у детей бережного, уважительного отношения к родному языку;
- развитие речи, логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в группе;
- исключение слов-паразитов в речи;
- расширение кругозора;
- воспитание чувства ответственности и товарищества;
- воспитание любознательности.
Публикация «Внеклассное занятие „Слова и их значения“» размещена в разделах
Оборудование: на доске плакат «Слова и их значения», пословицы на карточках, рисунки детей, карточки со словами и их значениями, слайды
Вступительное слово.
Воспитатель:- Наша речь состоит из слов. Слова бывают разные : добрые и злые, ласковые и грубые, хорошие и плохие. Какие бы слова не существовали на свете, все- таки они нас окружают, и мы используем их в речи. А какие слова будем употреблять, зависит от нас самих. Сегодняшнее занятие начнем с путешествия в страну Добрых слов, где каждое слово имеет свое значение. Прекрасные речевые задания ждут вас, и мы с вами сами попробуем что-нибудь создать.
(На экран проецируется план путешествия с заданиями.)
- Итак, путешествие начинается.
Задание 1. Остановка «Сказка» (на слух и внимание).
- В мире существуют не только сказки для детей, но и сказки для взрослых. Сейчас вы познакомитесь с одной из них.
«Сказка о Лесорубе, которому до всего было дело».
В старину в одном городе потеряли улыбку…
Уверяю вас, что очень страшно, гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд.
Никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины ее возникновения.
- Очевидно, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
- Нет, нет, нет… Скорее это явление простудного характера, возражал ему Стрептоцид.
Между тем, болезнь с каждым днем принимала все более угрожающий характер. Люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых дружелюбных слов слышалось :
- Не твое дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!
И как раз в это трудное время с гор спустился молодой лесоруб. Подходя к городу, он увидел человека, тонущего в реке.
- Тонешь?- спросил лесоруб, собираясь броситься на помощь.
- Не твое дело, мрачно ответил утопающий и ушел под воду.
Лесоруб не стал тратить время на разговоры. Он бросился в реку и вытащил человека на берег.
- Ты что же сопротивляешься, когда тебя спасти хотят? Смотри, так и утонуть недолго.
- Да кто ж тебя знал, что ты в серьез спасать надумал? У нас это не принято.
Пожал плечами Лесоруб и отправился в город.
На одной из улиц дорогу преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой. Он никак не мог поставить ее на колеса: никто не помогал ему.
- Давай- ка, дед, вместе!- весело сказал Лесоруб. Одному тебе не под силу.
- Не твое дело,- грубо буркнул дед, не поднимая головы.
- Ишь ты, гордый какой!- засмеялся лесоруб. У меня- то сил по – больше, чем у тебя. А вдвоем не справимся, люди подсобят: вон их, сколько собралось тебе на подмогу.
При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко,
а передним труднее, и они волей- неволей взялись помогать старику. Вскоре в городе только и разговоров было, о молодом лесорубе. Говорили, что он во все вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой (это была первая улыбка, появившаяся за время эпидемии, а потом многие захотели составить лесорубу компанию, потому что он был веселый и делал доброе и интересное дело.
Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, слово «чепуха» застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц. Однако, борьба с эпидемией была в плане больницы на весь следующий год, поэтому профессор решил закрыть глаза на факты. Он уже открыл рот, время входил в зал заседаний.
- Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы: ведь она причина заболевания, которую вы так долго искали.
Так закончилась эпидемия в городе. А лесоруб ушел в горы – у него там было много работы. (Ф. Д. Кривин)
- Как вы думаете, почему приключилась эпидемия? (ответы детей)
-Назовите героев сказки. На экране появляются слова :
1. Касторка. Стрептоцид. Пенициллин- названия лекарств.
2. Лесоруб.
3. Жители города
- Какими личностными качествами обладали лесоруб и жители города?
Лесоруб – трудолюбие, доброта, сочувствие.
Жители города- грубость, равнодушие.
- А теперь подберите к положительным качествам противоположенные слова другого значения.
Трудолюбие (любовь к труду) - безделье;
доброта (отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение) - грубость;
сочувствие (отзывчивое отношение к переживаниям, несчастьям других) - равнодушие.
Грубость (отсутствие культуры)- вежливость;
равнодушие (безразличие к людям, к окружающему)-сочувствие.
- Что же помогло вернуться улыбке? (ответы детей)
Задание 2. Остановка «Загадочный сундучок».
Воспитатель: - Перед нами загадочный сундучок. В нем следующее задание. Чтобы открыть его, надо произнести следующие слова :
Отопрись- ка, ты, замок,
Открывайся, сундучок!
(Ребята получают из сундучка задания по группам)
Условие для 1 группы : заменить в словах один звук и образовать новое слово :
когти – ногти;
свет – цвет;
киска – миска;
орел – осел;
зуб – дуб;
полено- колено.
Условие для 2группы : из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы и получилось новое слово :
смех- мех;
олень-лень;
экран- кран;
скот- кот;
мрак- рак;
снаряд- наряд;
коса- оса.
Задание 3: остановка «Путаница»
В каждом наборе букв зашифровано по два слова. Найдите их:
• выбрать из букета лесной садовый цветок: ПЛИАНДОШНЫ
(пион, ландыш);
• в этом наборе спрятались дерево и хлебный злак: ОБРЕЖЁЗАРЬ
(береза, рожь);
• а здесь мучитель Цокотухи и птица с белой грудкой:
УЛАСАТОКЧКПА (паук, ласточка).
Задание 4. Остановка «Наоборот»
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «наоборот»
Скажу я слово : высоко,
А ты ответишь: низко;
Скажу я слово : далеко,
А ты ответишь: близко;
Скажу тебе я: потерял,
И скажешь ты: нашел;
Скажу тебе я слово : трус,
Ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты: конец!
Воспитатель: - На занятии вы поняли, что самое главное то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль. Сегодня мы смогли вычеркнуть из нашей речи слова- паразиты, которые уродуют наш язык. Наше мероприятие хочу закончить замечательными строками из стихотворения Вадима Шефнера о словах. Он точно передал цену человеческого слова. (читает стих)
-