Надежда Павлова
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Музей пушкинских сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пос. Тёплая Гора Горнозаводского района.
Выполнила учитель начальных классов.
Павлова надежда Сергеевна.
Внеклассное мероприятие.
Музей Пушкинских Сказок.
Задачи:
Публикация «Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы „Музей пушкинских сказок“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сценарии по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Через литературные стихотворные сказки А. С. Пушкина прививать любовь к чтению произведений поэта.
2. Развивать у детей логическое мышление и способность к творчеству.
Ход мероприятия.
Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», то, думаю, большая часть из вас ответит: «Сказки!»
Сказки бывают разные : народные, современные, авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной его сказки, а вы мне подскажете имя автора.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
- А. С. пушкин родился в Москве более двух веков тому назад. Его очень любили родители, он всегда был окружён заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна.
Сказки важная часть всего художественного мира А. С. Пушкина. Сказки Арины Родионовны и бабушки Марии Алексеевны Ганнибал растили в нем поэта, дали пищу уму, и началось творчество. Первой Пушкин сочинил озорную «Сказку о попе и о его работнике Балде».
Потом Пушкин начал писать трагическую сказку о медведихе, но не закончил.
Самая светлая, волшебно счастливая сказка – «Сказка о царе Салтане» появилась в 1834 году, в год женитьбы поэта.
«Симфонией русской души» названа «Сказка о рыбаке и рыбке», где творятся уже жестокие дела и «даже справедливость вершится под унылый и грозный шум моря». Далее, в 1833 году – «лирическое адажио» - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». И в 1834 году тоже в Болдине будет написана «зловеще-загадочная» «Сказка о золотом Петушке», где зло впервые наказывается смертью.
Пять сказок, пять великих поэм – в них потрясающие детскую душу чудеса, а взрослую – целомудрие, терпение, смирение, любовь, зло наказанное и зло прощенное, наконец – про образ земного рая, идеальное гармоническое жизнеустройство на неведомом острове Буяне.
«Есть имена – как солнце, как музыка, как яблони в цвету…». Так сказал об А. С. Пушкине поэт Игорь Северянин. Он прав. Творчество величайшего русского поэта не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен.
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой, с синим ее лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую царевну Лебедь. И бойкого, озорного и лукавого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта, и как сказочные богатыри, расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнется нам, своим потомкам, и скажет: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!» – «Здравствуй, Пушкин!» – скажем и мы вместе с вами.
Мы отправляемся в «Мужей пушкинских сказок».
1 конкурс «Разминка».
Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ вы получите золотую рыбку.
-Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
«Дурачина ты, простофиля!» (слайд 2)
- С чем приходил невод?
Первый раз – с тиной,
Второй раз – с травою морскою,
Третий раз – золотой рыбкой. (слайд 3)
-К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
К мудрому звездочёту. (слайд 4)
- Что обещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?
«Волю первую твою я исполню, как мою». (слайд 5)
-Как Балда перехитрил бесёнка в первый раз?
«Пошёл Балда в ближайший лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок». (слайд 6)
-Как работал Балда?
«Работает за семерых, досветла всё у него пляшет.
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит». (слайд 7)
-К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
К солнцу, месяцу, ветру. (слайд 8)
-Какое приданое приготовил царь своей дочери, из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях»?
«Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов». (слайд 9)
-Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет?
«Кири – ку – ку.
Царствуй, лёжа на боку!» (слайд 10)
-Верный сторож царя Дадона.
Петушок (слайд 11).
Молодцы! Хорошо справились с вопросами разминки. Ну, а мы переходим к следующему конкурсу: 2 конкурс «Узнай сказку по картинке»
Сначала первая команда узнает сказку затем вторая Если команда не может назвать сказку, слово передаётся второй команде.
«Сазка о рыбаке и рыбке2 (слайд 12
«Сказка о царе Салтане,» (СЛАЙД 13)
«Сказка о золотом петушке» (слайд 14)
«Сказка о мёртвой царевне.» (слайд 15)
«Сказка о попе.» (слайд 16)
Замечательно справилась первая команда.
«Сказка о царе Салтане.» (слайд 17)
«Сказка о попе.» (слайд 18)
«Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд 19)
«Сказка о мёртвой.» (слайд 20)
«Сказка о золотом…» (слайд 21).
Молодцы.
Следущий 3 конкурс называется «Сказочный зоосад». (слайд 22)
Ваша задача вспомнить животных, птиц, насекомых, рыб, о которых говорится в пушкинских сказках; вспомните, в каких.
«Сказка о царе Салтане…» : лебедь, коршун, комар, муха, шмель, белка.
«Сказка о мёртвой царевне.» : лошадь, собака.
«Сказка о попе.» : черти, зайцы, кобыла.
«Сказка о золотом…» : золотой петушок, кони.
Замечательно, вы знаете сказки Пушкина.
4Конкурс Сказочная мастерская (слайд 23).
Перед вами лежат разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки Пушкина.
Вам нужно собрать её и назвать из какой она сказки. Чья команда быстрее.
5Кроссворд «Сказки Пушкина» (слайд 24).
1. Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку?
2. Какой был лоб у попа?
3. Кем по роду занятий была баба Бабариха?
4. Чего лишился поп после второго щелчка Балды?
5. Как звали пса в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
6. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в «Сказке о царе Салтане…»?
7. Кто звал Балду тятей?
8. Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в царство Салтана?
9. В кого превратился злой Чародей, что бы погубить царевну Лебедь?
10. Одежда, в которой старуха стояла на крыльце терема, поджидая старика.
11. Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» заморские вина?
12. Ветхое жилье старика и старухи.
13. Материал, из которого была сшита кичка (головной убор) старухи – столбовой дворянки.
10
12
2 11
1 9
3 5 7
4 6 8 13
Ответы: 1. Простофиля; 2. Толоконный; 3. Сватья; 4. Язык; 5. Соколко; 6. Пир;
7. Попенок; 8. Буян; 9. Коршун; 10. Душегрейка; 11. Пряник; 12. Землянка; 13. Парча.
6Конкурс «Наборщик» (слайд 25).
По набору слов вы должны определить о какой сказке идёт речь. Названия сказок записать в том порядке, в каком записаны слова.
Следующий конкурс для капитанов 7 «Вспомни, какими словами…».
Капитаны по очереди должны ответь на вопросы.
• С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде?» («Жил – был поп, толоконный лоб».) (слайд 26).
• Какими словами встречала царевна Лебедь Гвидона у моря(«Здраствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» слайд 27).
• Из какой это сказки?
«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья.» (Из сказки о царе Салтане» (слайд 28).
• Из какой это сказки?
«Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна». (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (слайд 29).
• Какую песенку пела белочка «при честном при всём народе»(«Во саду ли, в огороде.» (слайд 30).
• Из какой это сказки?
«Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить,
Да конец её в море мочить». (сказка о попе и работнике его Балде» (слайд 31).
• Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок» (слайд 32).
• Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного». (Сказка о мёртвой царевне.» (слайд 33).
Капитаны вас не подвели, они блестяще справились с заданием.
8Конкурс «Кто на чем едет»(слайд 34).
Каждая команда (по очереди) называет вид транспорта, на котором передвигались герои пушкинских произведений : телега, карета, повозка, кибитка, корабль, сани и т. п.
Побеждает та команда, которая назовет больше видов транспорта. Поощрение — силуэт Золотой рыбки.
9Конкурс «Там на неведомых дорожках» (слайд 25).
Команды продвигаются по следам к дубу. Чтобы наступить на след вы должны назвать любую строчку или несколько слов из произведения А. С. Пушкина.
Побеждает та команда, которая придет к финишу первой, за что и получит силуэт Золотой рыбки.
10. Игра «Сказочные последовательности»
1. Перед вами картинки с изображением насекомых. Вы должны разложить их в «сказочной» последовательности, т. е в той последовательности в кого превращался князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане.».(князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля (слайд 36).
Ну, а напоследок последний конкурс «Закончи». Я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать. Чья команда вперёд поднимет руку, та первая и отвечает.
Выделенные в тексте слова произносят дети:
— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА. (слайд 37)
— А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»(слайд 38)
— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО! (слайд 39)
— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА (слайд 40)
— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ. (слайд 41)
— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ! (слайд 42)
Награждение. Подведение итогов.
Я благодарю вас ребята, за участие в сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание еще глубже проникнуть в мир произведений гениального русского поэта А. С. Пушкина. До новых встреч!