Мария Мазитова
Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся младшей школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся»
Познавательный интерес- это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность учащегося. Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения.
Публикация «Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся младшей школы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.
В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике можно выделить в ней следующие цели:
Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математике;
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися, и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересови запросов учащихся.
Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований.
Во-первых, они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это важно, так как внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводится после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме.
Во-вторых, эти формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.
В-третьих, формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеклассная работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике.
В-четвертых, эти формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводится внеклассное мероприятие.
Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеклассные занятия по математике будет посещать небольшое количество учеников или вообще перестанут посещать.
Кружок математики
Основной формой внеклассной работы по математике 1-4 классов является математический кружок. На занятиях кружка учащиеся углубляют и расширяют приобретенные на уроках знания.
Программа математического кружка рассчитана на 1-4 классы. 1 час в неделю. Содержание программы органично связано с содержанием основного учебного материала школьного курса математики и в тоже время имеет самостоятельный характер.
Итоговым отчетом кружковой работы являются олимпиады, математические соревнования, конкурсы, викторины и т. д. Победа в них подталкивает учащихся продолжать изучение данного предмета, дух соревнования поддерживает заинтересованность.
На занятиях кружка не выставляют оценок, это позволяет учащимся чувствовать себя свободнее, чем на традиционном уроке.
Кроме того, постоянное участие в работе кружка в значительной мере влияют на увеличение интереса к математике, содействует успеху детей.
Цели математического кружка :
Формирование стойкого интереса к математике;
Развитие нестандартного мышления;
Развитие математических способностей учащихся, различные виды мышления (образного, логического, абстрактного и т. д.);
Развитие способностей обобщения математического материала;
Формирование умения решать сложные и нестандартные задачи;
Развитие умения работать самостоятельно и в группах.
Ожидаемые результаты:
Формирование заинтересованности творческим процессом;
Умение логически размышлять при решении текстовых арифметических задач и доказательств;
Умение применять изученные методы к решению олимпиадных и конкурсных задач.
Математические игры
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи я веду поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одной из таких форм является математическая игра. Математическая игра – это занятие пронизанное элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Учащиеся с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх.
Основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр. Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр :
Развитие мышления;
Углубление теоретических знаний;
Организация свободного времени;
Общение со сверстниками;
Развитие волевых качеств;
Контроль знаний;
Формирование адекватной самооценки и т. д.
Математические игры призваны решать следующие задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие :
Развивать у учащихся творческое мышление;
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения;
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Математические игры выполняют различные функции:
Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность;
Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре;
В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал;
Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету;
Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильности ее применения.
Виды математических игр.
1. По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
2. По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
3. По реакции выделяют подвижные и тихие игры.
4. По темпу выделяют скоростные и качественные игры.
5. Одиночные и универсальные игры.
(Настольные игры, математические мини-игры, викторины, игры по стациям, математические конкурсы, КВНы, игры-путешествия, математические лабиринты, математическая карусель, бои, разновозрастные)
Индивидуальная работа с учащимися
Работа учителя в школе для детей с ОВЗ имеет свои особенности и очень многому обязывает. Учителю, как правило, приходится работать в классе с разным уровнем восприятия и усвоения учебного материала. Объективно существующие различия учащихся в темпе, объеме и глубине усвоения знаний, а также в способностях самостоятельно полученные знания могут привести к снижению учебной мотивации. Поэтому учителю на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося : и слабоуспевающего, и с норматипичными математическими способностями. Эта проблема актуальна. Решение этой проблемы я вижу в использовании разноуровнего и индивидуального подхода к обучению математике, ориентированных на степень обученности учащихся с учетом их личностных особенностей а это, согласитесь, невозможно без организации индивидуальной работы с учащимися, которую я провожу:
при организации учебно-познавательной деятельности на уроке;
Во внеурочной деятельности.
Заключение
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она отличается от классной тем, что строится на принципе добровольности. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок.
Для внеклассной работы учитель подбирает материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики, но с учетом преемственности с классной работой.
Несмотря на свою необязательность для школы, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет, так как часы на основной курс математики сокращаются. Учитель может на внеклассных занятиях по математике в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более прочному усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.