Вита Ковалева
Статья «Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.
Как воспитать такую личность?
На эти вопросы, дает ответ личностно-ориентированная модель образования, продекларированная ФГОС ДО.
Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Публикация «Статья „Внедрение в педагогический процесс ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми“» размещена в разделах
Для педагогов дошкольного образования, очень важно, что данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников.
Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Так называемые три «П» :
1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
В чем же преимущество личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого?
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ :
- обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования ;
- формирует предпосылки личностной культуры;
- развивает индивидуальность каждого воспитанника.
При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика общения с ребенком:
- позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
- создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
- в зависимости от ситуации меняется стиль общения.
Происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников:
- обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная поддержка родителей ;
- родителям дается реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития
- создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивается содержательная и организационная преемственность ;
Давно существует уникальный опыт В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, авторов программы «Сообщество», многих педагогов-новаторов, в основе которых лежит именно личностно-ориентированная модель взаимодействия с воспитанниками.
Результаты их педагогической деятельности поразительны! Они доказали, что только, следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка таких черт, как благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство, интеллект.
Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.
Что же нужно сделать, прежде всего?
Одним из важнейших условий для реализации личностно-ориентированной модели образования является личность самого педагога! С одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
Самое главное, чтобы педагог
-УВАЖАЛ РЕБЕНКА
-ВЕРИЛ В РЕБЕНКА
-ЗНАЛ РЕБЕНКА
-ПОНИМАЛ РЕБЕНКА (
-БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные
-БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА
-ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования
Одним из основных условий реализации ЛОМ ДО является эффективная организация развивающей среды ДОУ.
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях ДОУ развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им непосредственно образовательной деятельности.
Особое внимание уделяется подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность может изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в решении, стоящих перед детьми задач.
Это дает ряд преимуществ.
Прежде всего, детям предоставляется возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.
Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Задачи, темы, содержание и виды деятельности должны планироваться и реализовываться исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Планирование воспитательно-образовательной работы может осуществляется педагогами вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.
Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.
Таким образом, при личностно-ориентированной модели образования воспитываются и развиваются качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, создаются условия для становления нравственной и успешной личности.
Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:
- Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;
- Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".
- Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
- Тактика - диктат и опека.
- Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.
Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.
В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!"
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования ;
- формирование начал личности;
- развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка : его способностей, прав, перспектив.
Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретению им самого себя как неповторимой индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития.
В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология : переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Типы обучения
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми. Далее дает образец способов выполнения задания. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.
В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.
Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого - диалог равных партнеров (Т. А. Куликова).
Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблемные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями.
Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.
Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обучения.
Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».
Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.
Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.
Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.
На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.
Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.
При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого».