Наталья Ворушило
Включение ЦОР в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Включение цифровых образовательных ресурсов в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Рубрика «Педагогика ДОУ. Организация педагогического процесса»
Автор: Ворушило Наталья Николаевна
Основной формой работы воспитателя в учреждении компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи (далее с ОНР) является профилактика и коррекция речевых нарушений с активным использованием различных форм и методов для развития речи.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
На сегодняшний день воспитатель должен быть подготовлен к работе с детьми, имеющими статус «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ, быть компетентным в решении коррекционных задач при работе с такой категорией детей. Учитывая то, что структура этого дефекта становится более разнообразной и многогранной, перед педагогом встает острая необходимость искать новые формы и методы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. На сегодняшний день учебные учреждения пока еще выпускают лишь незначительное количество педагогов, которые имели бы специализацию для работы с категорией детей с ОВЗ. Поэтому значительное число воспитателей должны самостоятельно искать пути решения данной проблемы, подбирать формы работы, которые будут эффективно действовать для достижения коррекционных задач при работе с детьми, которые показывают слабые стартовые возможности. Воспитателю необходимо повышать мотивацию детей с ОВЗ к трудным для них видам деятельности, расширять кругозор дошкольников, развивать их познавательные процессы. Передо мною также возникла потребность в изменении подхода в организации коррекционно-развивающей работы, так как число детей с ОВЗ среди сверстников в группе с ОНР ежегодно стало расти.
Современный ребенок растет и развивается в окружении информационных технологий и новшеств. Как же помочь малышу воспринимать этот сложный мир, если речь не обогащена, плохо развита или ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет различные сложные диагнозы? На помощь воспитателю приходят цифровые образовательные ресурсы (в дальнейшем – ЦОР). Это некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. ЦОР позволяют организовать педагогическую работу в процессе игровой деятельности, являются эффективным средством развития творческих способностей, обогащения интеллектуальной сферы, пропорционально развивают оба полушария головного мозга, а, следовательно, способствуют эффективной продуктивности мышления ребенка.
Прежде чем манипулировать образами на экране, ребенок обязательно проделывает требуемую операцию мысленно. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий. Главное, ребенок начинает думать прежде, чем делать. У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. Как результат – дошкольные учреждения должны (наравне с прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями.
Опираясь на Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 2 п. 16 «…обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий», можно предположить, что необходимость адаптации данной категории детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида является актуальной и требует специального подхода в организации образовательного процесса. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики детей с ОВЗ, формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких свойств, как произвольное внимание, объем, устойчивость и распределение внимания. Дети учатся преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, формируется усидчивость, целеустремленность, развивается творческая способность. Необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.
Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка с отклонениями в развитии, формированию интереса к познанию окружающего мира.
Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
В структуру новой системы образования вступили федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС, но появилась необходимость разработки иных нормативных документов для развития детей с ОВЗ. Существует проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, который, как следствие, стал необходимым для работы с детьми, имеющими сложный диагноз. Специальные государственные Стандарты образования детей с нарушениями речи строятся на основе методологического подхода, предусматривающего формирование «академических» достижений обучающегося, трансформирование уровня полученных знаний в области «жизненной компетенции».
Методологической основой специального федерального Стандарта образования детей с нарушениями речи является системно-деятельностный подход, ключевым условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Специальный федеральный Стандарт образования детей с нарушениями речи, созданный с учетом особенностей их речевого и общего развития, будет обеспечивать обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности учащихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Ученые (Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Никольская О. С.) установили, что у детей, имеющих проблемы со здоровьем большой потенциал и сильные компенсаторные способности.
Обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи предусматривает включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности учащихся. При этом разработка воспитателями и логопедами специальных обучающих программ, электронных игр, презентаций, красочных видеопутешествий способствует не только облегчению работы педагога, но и формированию неподдельного интереса к достижению цели каждого ребенка, имеющего особенности в развитии. В нашем дошкольном учреждении, которое осуществляет образовательную деятельность с детьми с ОВЗ, сложно судить о качестве работы по результату, но возможно следить за его формированием по различным факторам: по развивающему характеру образовательных программ и технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ с учетом специфики их образовательных потребностей, по вариативности содержания образования и видов деятельности для разных групп детей с ОВЗ с учетом типологических и индивидуальных возможностей их развития, по диалогичности характера взаимодействия субъектов образования на основе субъект-субъектных отношений педагога и обучающегося с ОВЗ, по активности и самостоятельности обучающихся с ОВЗ как субъектов образовательной деятельности, в том числе, в разных видах творческой деятельности с использованием ЦОР.
Мы разработали алгоритм для создания ЦОР в виде электронной дидактической игры, который может быть использован любыми специалистами дошкольных образовательных учреждений. Данный шаблон мобилен, его можно наполнять другим содержанием, изменять тему и принцип построения игры. В зависимости от поставленных задач педагогом данный ресурс может меняться и способствовать достижению различных воспитательных, коррекционно-развивающих целей.
Алгоритм монтажа игры в программе «Презентация Microsoft PowerPoint» с использованием триггеров подробно указан на сайте https://www.maam.ru/ в личном блоге Ворушило Натальи Николаевны.
Опираясь на указанный алгоритм, в нашем учреждении существует масштабная медиатека воспитателями и узкими специалистами, которая соответствует календарно-тематическому планированию и широко используется в процессе обучения и воспитания детей с ОНР и ОВЗ.