Асташова Елена
Внедрение новых механизмов безопасности труда как эффективное условие реализации трудового потенциала
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Представленный опыт содержит подробное описание организации работы по охране труда в ГУО «Гимназия №13 г. Минска». Отражает оптимальные пути сохранения здоровья сотрудников через внедрение программно – методических комплексов, круглогодичного оздоровления. Предложена система регулирования условий труда сотрудников–инвалидов. В данном опыте предложена эффективная форма работы по адаптации новых сотрудников в трудовом коллективе. Изложено содержание работы по обеспечению безопасности здоровья и жизни работников. В работе отражено новое решение актуальной задачи - повышение уровня безопасности труда посредством мониторинга рисков. Представленный опыт апробирован и может быть рекомендован для использования в учреждениях образования.
Публикация «Внедрение новых механизмов безопасности труда как эффективное условие реализации трудового потенциала» размещена в разделах
Цель: Комплексное обеспечение сотрудников гимназии широким спектром предоставляемых услуг по охране труда на основе эффективного внедрения новых механизмов безопасности здоровья как условие сохранения уровня благосостояния жизни коллектива и реализации трудового потенциала.
Актуальность и перспективность опыта.
Министерство экономики Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года. В документе изложены концептуальные положения долгосрочного развития страны, обозначены основные приоритеты и направления деятельности государства и общества. Согласно проекту стратегии системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учётом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений. Главными факторами устойчивого развития называются человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны. Отвечая на вопрос, какой мы хотим видеть Беларусь через 15 лет, авторы проекта стратегии выделили пятнадцать основных пунктов, один из которых гласит: национальным богатством является человек, для которого созданы комфортные и безопасные условия проживания и труда, развитая социальная инфраструктура, условия для духовного и творческого развития личности.
В последнее время высказываются опасения относительно того, что глобализация экономической деятельности может усугубить отрицательное воздействие ряда факторов на жизнь и здоровье работника. Такие аспекты глобализации, как распространение новых технологий, требуют новых форм организации трудовой деятельности, что в свою очередь ведёт к появлению рисков, связанных с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. Администрация гимназии признаёт, что инспекция труда призвана сыграть важную роль в анализе и устранении потенциальных факторов риска. Стремясь повысить эффективность своей работы, ответственным за организацию по охране труда, внедряются новые механизмы безопасности труда для уровня благосостояния жизни коллектива и сохранения трудового потенциала. В гимназии организована система управления охраной и гигиеной труда в соответствии с руководящими принципами Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3 «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 2/1453) с учётом требований СТБ 18001 «Системы управления охраной труда. Общие требования». (Приложение 1)
В гимназии организована работа по охране труда на следующих принципах: комплексность и оперативность принятия решений; инициатива и личная ответственность. Инициативы ответственного за организацию работы по охране труда, направленные на улучшение условий и повышение уровня безопасности труда, поддержаны директором гимназии и представлены в данном опыте.
При взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и иными организациями ответственный за работу по охране труда обеспечивает баланс интересов работников гимназии в трудовой, социальной, профессиональной, личной сферах, в области экономических прав и диалог между нанимателем и работниками в области правовой и социальной информации; проводит правовую и техническую инспекции труда; противодействует несоблюдению работниками правил охраны труда, ненадлежащему исполнению или неисполнению правил внутреннего трудового распорядка, выявляет и устраняет причины их порождающие; осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и здоровья, окружающей среды, за осуществлением социального страхования и социального обеспечения, занятости, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников на уровне гимназии, а также контроль за выполнением коллективного договора и иных соглашений.
Организация деятельности ответственного за работу по охране труда строится на принцип четырё хэтапного цикла: планирование (разработка соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурная проработка охраны труда, выявление опасных факторов и оценку рисков); действие (фактическая реализация и применение программ); контроль (измерение активных и реактивных показателей программы охраны труда); доработка (пересмотр системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла). (Приложение 2)
Выполняя свою деятельность в качестве ответственного за организацию работы по охране труда, я убеждена: конкретные действия по охране и гигиене труда должны быть сосредоточены на местах. Это важно и с моральной, и с практической точки зрения. С моральной – потому что мы не имеем права оценивать жизни своих работников ниже, чем другие. С практической – потому что мы не можем позволить разрушать систему охраны и гигиены труда под надуманным предлогом повышения конкурентоспособности. Достойный труд должен быть безопасным. Поэтому ответственные за организацию работы по охране труда обязаны быть лидерами в продвижении охраны труда, закрепляя достигнутые успехи и распространяя примеры передового опыта на рабочих местах. Вместе мы должны наладить сотрудничество, необходимое для тех перемен, к которым стремимся, стараясь повысить культуру профилактики в охране труда.
Опыт организации работы по охране труда в государственном учреждении образования «Гимназия №13 г. Минска» в 2018/2019 учебном году удостоен Диплома 2 степени на республиканском конкурсе на лучшую разработку материалов организации общественного контроля по охране труда.