наташа иушина
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста
Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. В Концепции дошкольного воспитания отмечается: «Период от рождения до поступления в школу является возрастом стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, потешек, загадок, песенок. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все самое ценное, что существовало ранее.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тепло без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу «что мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратуя за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного воспитания.
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру.
В настоящее время в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Автор книги «Русский детский фольклор» Мельников М. Н. отмечал: «Колыбельные песни по мнению народа - спутник детства». Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т. д являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах.
Задачи, которые может поставить перед собой педагог:
- Знакомить детей с устным народным творчеством
- Учить слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
- Заучивать потешки.
- Воспитывать положительные отношения к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д
Задача взрослого заключается в том, чтобы варьировать фольклорными жанрами в течении всего пребывания ребенка в детском саду.