Римма Кантеева
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Кантеева Р. А.
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка.
«Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов»
Герцен А. А.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка» размещена в разделах
Детский сад - это учреждение, которое готовит ребёнка не только к школе, но и к дальнейшей жизни. Так как ведущая деятельность дошкольника – это игра, педагог всему учит ребёнка играя. Образовательная, самостоятельная деятельность, режимные процессы и т. д. - всё строиться в игровой форме.
Роль воспитателя по требованиям ФГОС ДО заключается в том, что воспитатель обязан поощрять проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставлять возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.
Имея немалый педагогический стаж, в процессе работы, мной было выявлено, что наиболее востребованная для детей игровая деятельность, которая готовит ребёнка к дальнейшей жизни – это театрализованная деятельность. Недаром французский философ Франсуа-Мари Вольтер говорил: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». С этими словами невозможно не согласиться, так как в процессе жизни люди применяют на себя множество ролей, как себя ведёт человек в той или иной ситуации, зависит от воспитания, а воспитывать можно не только с помощью книги, но и с помощью разыгрывания различных ситуаций.
Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему [1,300].
С целью развития актёрских качеств у дошкольников, мной был оборудован уголок театрализации для самостоятельной свободной деятельности в групповой комнате. Дети после прочтения и изучения героев наиболее заинтересовавшей их сказки, под моим руководством организовывали свой спектакль.
Заметив, что дети проявляют повышенный интерес к театрализованной деятельности, мной была изучена необходимая литература. В работе мне очень помогла методика работы с детьми по театральной деятельности Н. Карпинской:
на первом этапе – дети коллективно воспроизводят текст сказки;
на втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;
на третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);
на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т. п. [2; 48].
С помощью упомянутой выше методики у меня получилось организовать детский спектакль по сказке «Заюшкина избушка» с детьми 4-5 лет. Для начала мной была проведена беседа «Что такое сказки?», с целью закрепления знаний о сказках. Затем я прочла детям сказку «Заюшкина избушка», после этого мы просмотрели иллюстрации, отгадывали загадки о героях, пересказывали сказку по опорным картинкам. Так же была проведена беседа с родителями, я предложила родителям сходить с детьми в театр посоветовала на какой именно спектакль. Априори были подобраны костюмы для реализации спектакля совместно с музыкальным руководителем. С детьми мы проигрывали отдельные сцены, лепили из пластилина героев данной сказки, с помощью которых дети проговаривали диалоги между героями. Мной были изготовлены декорации, совместно с некоторыми родителями. И конечно в заключении всей работы я распределила роли. Все дети были активно задействованы и с радостью вжились в роль актёров. Спектакль получился ярким, запоминающимся и очень интересным для детей!
В процессе театрализованных игр у детей развивались такие качества как : артистичность, уверенность в себе, активность, сознательность, самостоятельность и многие другие, ценные и необходимые в дальнейшей жизни качества.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В результате проведё нной мной работы было выявлено: что бы сформировать артистичную и творческую личность необходимо :
- Проводить с детьми различные игры, направленные на развитие памяти физических действий, постановку голоса, игры превращения и т. д ;
- Использовать метод личного примера, это очень важно;
- Эмоциональность и артистичность у детей следует развивать поэтапно;
- Важна систематичность игр, упражнений на развитие артистизма.
Таким образом, соблюдая все эти правила, относясь к ребёнку с пониманием, показывая свою заинтересованность в деятельности, вы обязательно воспитаете всесторонне развитую личность и добьётесь поставленных целей.
Список использованных источников:
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
2. Петрова Л. А. «Техника сценической речи». ВЦХТ 2010: №2
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"