Ирина Постриганова
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Через театрализованную деятельность, со взрослыми и сверстниками, дошкольники ощущают себя актёрами, моделируя ситуации, события, сюжеты которых копируют из поведения взрослых. Эти игры можно со смелостью называть театральной постановкой, так как в них присутствуют все элементы театральной деятельности : сценарий, роли, декорации, музыкальное сопровождение и другие моменты театральных постановок. Наблюдая за детьми, за их поведением, речью, можно представить, как будет выглядеть общество в ближайшем будущем, через полтора десятка лет. Театральная деятельность должна занять особое место, сыграть важную роль в дошкольном образовании.
Посредством театральной деятельности в детском саду дети ознакомятся с национальными традициями, историей, литературой разных жанров, музыкальными произведениями, искусством, живописью. Помимо практических занятий в стенах детского сада, лучшим вариантом показать окружающий творческий мир – это организация регулярных походов в дома культуры, театры, музеи, на выставки, роль которых состоит в том, чтобы почерпнуть новые идеи для развития собственных творческих способностей.
Отдельно хочется отметить, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованная деятельность выступает эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащающая его опыт, активизирующая интерес к искусству, способствующая раскрытию и развитию артистических способностей.