Ирина Шульц
Консультация для воспитателей «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что закономерно ведет к пересмотру форм и методов развития и воспитания детей. В свете обозначенных изменений деятельность дошкольников проводится, прежде всего, в форме игры и творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Изучением различных вопросов развития изобразительной деятельности дошкольников занимались В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, В. Б. Косминская, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и другие. Они раскрыли значимость изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и способы обучения дошкольников рисованию. Н. П. Сакулина отмечала, что «сущность рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира», поэтому оно оказывает влияние на умственное развитие ребенка и на формирование различных сторон личности.
На первый взгляд, рисование по замыслу, кажется самым легким типом занятия. Но на практике оказывается, что не имея определенного опыта, детям очень трудно изобразить какой-либо сюжет. Как правило, детям предлагается нарисовать кто что хочет. Но дошкольники не всегда могут выбрать из своих жизненных впечатлений то, что необходимо для содержания рисунка, и часто повторяют темы прошлых занятий.
Обогатить опыт детей, их творческое воображение помогает сюжетно-ролевая игра. Игра обязательно вносит элемент детской индивидуальности, свое понимание окружающего мира, творческое проявление в той или иной ситуации. Современная действительность, содержание художественных произведений, просмотр мультфильмов находят отражение в играх.
Работая в детском саду мы понимаем что, главная задача – помочь ребенку перенести в рисунок самые яркие впечатления. Наша работа строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Мы предусматриваем взаимосвязь рисования с сюжетно-ролевой игрой и другими видами детской деятельности. А так же планируем работу по созданию необходимых условий для расширения и обогащения детских игр, изготовление атрибутов. Это способствует лучшему отражению детского замысла в рисунках.
Как показывает практика, игры детей бедны и однообразны по содержанию. Поэтому прежде чем рисовать по замыслу на определенную тему, например: «Больница» мы с детьми ходили на экскурсию, в медицинский кабинет детского сада и в поликлинику, территориально расположенную рядом. Дети узнали, что бывают врачи разных специальностей: терапевты, хирурги, стоматологи. Затем мы проводили сюжетно-ролевую игру, были распределены роли между детьми: врачей, медсестры, аптекаря и пациентов. В ходе игры дети менялись ролями. Обязательно обговорили с ребятами, чем будет заниматься врачи, медсестра, аптекарь и пациенты. В ходе игры поощряли разнообразные сюжеты предлагаемые детьми.
После игры проводим образовательную деятельность по рисованию на тему: «Как мы играли в больницу», цель: учить детей выбирать для рисунка несложный сюжет из игры, передавать характерные действия врача и больного, самостоятельно находить цветовую гамму для передачи сюжета, продумывать композицию рисунка. Обязательно напоминаем детям, как они интересно играли в больницу. Ребята с удовольствием делятся своими впечатления, полученные в процессе сюжетно-ролевой игры, так как взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, он не просто рисует, а передает в изображениях образы игры.
После того как работы будут закончены, рисунки обсуждаются вместе с детьми, для того чтобы выяснить насколько хорошо усвоен материал.
Подводя итог нашей работы мы видим,что проведения сюжетно-ролевых игр влияет на развитие детского замысла в рисунках. Рисунки детей стали более оригинальными, разнообразными. Дети научились мысленно располагать предметы на листе бумаги, композиция рисунка стала более правильной. У дошкольников начал появляться замысел до начала рисования, т. е. дети имею четкое представление о будущем рисунке, стали способны сформулировать замысел в развернутой речи.
Литература:
1. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М. 2010г.
3. Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области по программе «Детство» : планирование, конспекты. Старшая группа / авт. -сост. Н. Н. Леонова. – Волгоград: Учитель, 2014, - 298с.
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] : книга для практ. психологов, педаг., науч. раб. в области возр. псих, общ. и дошк. педагогики / Д. Б. Эльконин. – М. : Директ–Медиа, 2008. – 703 с.