Анаида Нерсесян
Влияние сказки на формирование личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка.
Сказка- один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и общей картины мира.
Публикация «Влияние сказки на формирование личности ребёнка» размещена в разделах
В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей. "
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка для ребенка раздвигает рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. Поэтому уроки, которые дает сказка – это ни с чем не сравнимые уроки нравственности для детей, а взрослым она может помочь решить жизненную проблему.
Очень важным в жизни ребенка является то, как родители преподносят ему сказки. Сказка может быть очень веселой, но родители могут прочитать её так, что ребенок, вместо того чтобы смеяться, будет плакать. Когда мама, читая сказку о любви, говорит ей, что в будущем она выйдет замуж за принца, то тем самым она задает своей дочери определенный сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может играть или даже брать за основу жизненного сценария.
«Сценарий жизни» оказывает на судьбу большое влияние. У каждого человека своя роль. На «Жизненный сценарий» влияет происхождение человека, его воспитание и окружение, и конечно же – сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют нас особенно переживать за героев, волновать душу и будить фантазию, они несут свой особый эмоциональный, энергетический заряд. Зачастую и наша жизнь складывается по сценарию любимой сказки. Она закладывает в наше сознание определенную программу, задает направление в жизни. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем. И уже, будучи взрослым, человек поступает так же, как его любимый герой, совершая его «подвиги» и повторяя его ошибки. Когда любимая сказка передается от родителей по наследству, тогда ребенок берет не свой, а родительский жизненный сценарий. А играя не свою роль, человек обречен терпеть неудачи.
Сказка закладывает судьбу, поведение и характер, ведет человека по жизни. От её влияния избавиться очень нелегко.
Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет думать ребенку о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, сравнить её описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку объяснить окружающую среду. Вот почему именно сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (родители и педагоги читали, рассказывали истории, совместно обсуждали их, то у ребенка на бессознательном уровне формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Если сказочные истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, то эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо ресурсы успешной адаптации в обществе имеются.
Если взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о мире переходит в активное состояние. То есть, ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно – действенные связи между событиями. Ребенок размышляет о своем предназначении, исследует собственные способности и возможности.
Четыре пять лет – апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
- потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои силы.
- потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть неудачи.
- потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда – то идет, кого – то встречает, кому – то помогает, что – то добывает, с кем – то борется, от кого – то убегает и т. д. иногда в начале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности :
1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).
- Когнитивного (умственного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения.
- Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.