ирина дрозденко
Влияние развивающих игр на познавательное развитие старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей и, как следствие, познавательных интересов дошкольников – это один из актуальных вопросов воспитания и развития ребенка дошкольника. Успех его развития в целом зависит от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности. Интересующемуся ребенку, которому хочется узнавать что-то новое и у которого это получается, постоянно будет желать узнавать что-то новое – что, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Публикация «Влияние развивающих игр на познавательное развитие старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Игра- специфически детский получения знаний об окружающем, путь заимствования от людей обычаев общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений.
Одно из направлений изучения познавательной деятельности детей является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: сюжетно-ролевыми, игры с правилами, словесными и дидактическими, строительные, но именно развивающие игры являются средством формирования познавательный деятельности, в которой ребенок познает мир, а также получает новые знания, закрепляет их.
Ценны развивающие игры тем, что они создаются в обучающих целях. С помощью них можно добиться знаний более прочных и осознанных, умений и навыков.
Ребёнок, который играет в интересную игру, не замечает того, что учиться, не смотря на то, что постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Задача методической разработки:
1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.
3. Создание условий для развития у детей дошкольного возраста познавательных способностей посредством развивающих игр.
В данной методической разработке представлены развивающие игры направленные на формирование элементарных математических представлений.
Описание развивающих игр
«Сложи квадрат»
Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.
Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
«Рамки и вкладыши Монтессори»
Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:
Во-первых, вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
Во-вторых, готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
В третьих, знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.
Игра представляет собою набор квадратных рамок. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.
«Точечки»
Эта игра родилась из математического теста, который был разработан для того, чтобы измерять "уровень математического развития" детей. Однако дети восприняли его по-своему, из теста получился прекрасный материал для развития математического мышления у детей, игра для обучения детей счету и усвоения ими нумерации. Игра Точечки - это материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении пяти-шести лет, добавляя к знакомым и уже разгаданным задачам все новые и более сложные
«Часы»
При изготовлении часов для изучения времени малышом нужно учитывать несколько правил :
Циферблат для детей надо сделать крупным.
Часовую стрелку нужно делать толстой и короткой, а минутную тонкой и длинной.
Чтобы помочь ребенку научиться считать минуты в начальный период овладения часами, можно за минутными делениями написать числа, обозначающие минуты, но мелкими цифрами
Правила игры очень просты: Нужно в различных игровых ситуациях учить детей определять время,знать составляющие части часов.
«Внимание»
Эта игра направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В это й игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать, и возможно точнее
«Дроби»
Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половину яблока или даже четвертушку, дает откусить или отламывает половину конфеты, печенья, сухарика. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт.
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.
Вывод
Развивающие игры : направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка.
Мой выбор этих игр связан с тем, что они помогают развивать познавательные процессы у дошкольников такие как сериация, анализ, синтез, сравнение.
Регулярное использование мной в играх системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет кругозор, способствует развитию личности ребенка, повышает качество подготовленности по предмету, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности. Именно управление развитием познавательных способностей позволит педагогу формировать у детей умственные силы и познавательные процессы, гибкость и широту, самостоятельность мышления. Все это необходимо человеку не только для применения знаний в труде, но и для полноты духовной жизни.