Татьяна Аккуратнова
Влияние ранней профориентации на одарённость дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние ранней профориентации на одарённость дошкольника
УКД 373.2
Аккуратнова Т. Н., старший воспитатель, Россия, город Калуга, МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги.
akkuratnova75@mail.ru
Akkuratova T. N., senior tutor, Russia, Kaluga city, MBPEI «Rossiyanka» "CDC" city of Kaluga.
akkuratnova75@mail.ru
Влияние ранней профориентации на одарённость дошкольника
The influence of early career guidance on the giftedness
of preschool children
Публикация «Влияние ранней профориентации на одарённость дошкольника» размещена в разделах
Аннотация: в статье рассматриваются основные современные технологии и методы профориентационной работы в условиях дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО.
Annotation : the article considers the basic modern technologies and methods of vocational guidance in pre-school organizations in accordance with Federal state educational standard of preschool.
Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональная направленность,одарённость, социализация личности, педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, приемственность.
Key words : early career guidance, professional orientation, genius, socialization, educational technology, information and communication technologies and the succession.
В настоящее время, мир требует высокого уровня активности, широкого диапазона умений, нестандартного мышления и поведения современного человека. А так как наибольший вклад в развитие общества могут внести одаренные дети, важен вопрос выявления одаренности и создание максимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы их личностного и профессионального становления.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность не является иключением. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольная образовательная организация – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем [5].
Профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять и традиционные методы обучения и воспитания, такие как:
- словестный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
-практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом [2, с. 24].
К системе дошкольного обучения и воспитания на современном этапе развития общества предъявляются высокие требования и здесь задачей педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых является метод проектов так как он основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Метод проектов позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения [1, с. 253].
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности. Самое главное правило для взрослых - ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть.
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.). В играх показана работа различных учреждений (магазин, больница, и т. д.).
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В играх дети пытаются изобразить профессии своих родителей, однако сложность работы по ознакомлению их с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно [3, с. 116].
Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада воссоздать очень сложно, а порой и невозможно. Поэтому использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение.
Стоит отметить, что детская профориентация имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Дошкольный возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости.
Таким образом, профессиональная ориентация для дошкольников, в том числе для детей с разными видами одарённости, должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов работы, эффективно реализовывать принципы педагогики сотрудничества в воспитательно- образовательном пространстве.
Литература
1. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
3. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями : Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
4. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. – 96 с
5. «В мире профессий» Проект по ранней профориентации дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--55-6kcpbevih3edh.xn--p1ai/files/gruppi/8/professii.pdf