Татьяна Ермакова
Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по ранней профориентации дошкольников»
Автор – составитель: музыкальный руководитель
Ермакова Т. И.
Одна из основных задача социализации ребёнка в ДОУ – ознакомление с разнообразным миром профессий. Знакомство с профессиями формирует у дошкольника интерес к труду взрослых, позволяет гордиться работой своих родственников. Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Консультация „Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
В настоящее время мир профессий очень разнообразен. Если десять лет назад было достаточно познакомить дошкольника с трудом врача, повара, продавца, то на сегодняшний день детям необходимо получить знания и о современных профессиях.
Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста была направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др).
Работу я осуществляю через театральную деятельность, где основным акцентом было знакомство детей с профессией актер, а так же взаимодействие актера с другими театральными профессиями.
Знакомство с профессией проходило по алгоритму:
- название,
- место работы,
- трудовые действия,
- качества, которыми должна обладать профессия,
- результат труда.
В процессе знакомства с профессией особое внимание я уделяла качествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться, вживаться в роль; умение петь и танцевать, а так же импровизировать; умение выразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.
При знакомстве дошкольников с профессией актер, я придерживалась правила: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь игра для дошкольника – это ведущий вид деятельности. В игре ребёнок получает первый практический опыт социального взаимодействия.
Театральное направление – включает раздел «Основы театральной культуры», курс актерского мастерства и сценической речи.
Раздел «Основы театральной культуры» направлен на формирование представлений детей о театральном искусстве, знакомство с профессиональной терминологией.
С детьми смотрели серию развивающих видео на тему «Путешествие в театр», где дети знакомились с видами театров, жанрами театральных представлений, с устройством театра, театральными профессиями, театральной атрибутикой, правилами поведения в театре. При закреплении материала использовала презентации, иллюстрации.
Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими эмоциями и чувствами.
В работе с детьми использовала игры на развитие умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, на развитие быстроты реакции, внимания, памяти и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира : «Слушай хлопки», «Четыре стихии», «Запомни свою позу», «Дружные звери», «След в след», «Упражнение со стульями» и др.
Для развития у детей воображения и фантазии я включала в работу кружка специальные театральные игры: «Одно и тоже по-разному», «Кругосветное путешествие», «Превращение предмета» (передай палочку или мячик как, «Что мы делали не скажем, но зато покажем», «Король» и др.
С помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр помогала детям раскрепоститься и ощутить возможности своего тела. Поэтому я так же использовала специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных мышц, например, «Бабочки и самолеты», «Снежная королева», «Буратино и Пьеро», «Насос и надувная кукла» и др.
Чтобы дети на сцене не были похожи на роботов и деревянных кукол, работала над выразительностью движений, жестов, мимики. В работу включала упражнения на выразительность жестов, такие как «Дружная семья», «Изобрази жестом», «Заколдованный ребенок» и др, а так же этюды на развитие основных эмоций, такие как «Удивление», «Король Боровик», «Ой, болит живот», «Негаданная радость» и др.
Курс сценической речи направлен на развитие речевого аппарата, диалогической речи, выработки классического произношения звуков, дикцию.
Для многих детей старшего дошкольного возраста характерны общая зажатость мышц речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Поэтому в работе я использовала упражнения на развитие речевого дыхания - прежде всего, упражнения на развитие правильного речевого дыхания - «Бегемотик», «Собачки», «Игра со свечой», «Кошка и шарик» и др., а так же упражнения на развитие продолжительности выдоха «Листопад», «Снегопад», «Лети, перышко» и др.
Для развития мышц речевого аппарата включала в работу различные артикуляционные гимнастики: «Зарядка язычка» С. А. Коротаевой, «Сказки о веселом язычке» В. Н. Костыгиной, «Котик Мурзик» Картушиной и др. Для развития дикции – различные чистоговорки («Забавные стихи») и скороговорки (такие как, шесть мышат в камышах шуршат, слишком много ножек у сороконожек, от топота копыт пыль по полю летит и др.)
Музыкальное направление ставит своей целью развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку вокального репертуара будущего музыкального спектакля.
Свою работу по данному направлению я начинала с игр и упражнений на подготовку голосового аппарата к пению, на развитие вокально-хоровых навыков (упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции и др., используемые из курса сценической речи. Далее происходила работа над конкретной песней мюзикла (знакомство, разучивание песни и закрепление). Песни разучивали всем коллективом, а на этапе закрепления исполняли по желанию («Петушиный хор», «Песенка лисы», «Забавные плутишки» и др).
Танцевально-пластическое направление ставит своей целью приобретение навыков исполнения танцевальных движений, фигур под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т. е. элементов сценического тренажа для передачи игрового образа.
Очень часто в мюзикле для более яркого раскрытия образа, необходимо движения персонажей под музыку с одновременным исполнением песен. Поэтому основная моя работа была направлена на развитие умения петь и одновременно выполнять образные движения для передачи игрового образа.
В ходе подготовки к спектаклю я соблюдала правила: не перегружать детей, предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Итоговым мероприятием деятельности кружка стало выступление детей на РМО с мюзиклом «В ожидании Весны», в котором принимали активное участие все без исключения дети вне зависимости от их уровня подготовки.
Безусловно, в работе над мюзиклом огромную помощь оказали воспитатели. Педагоги организовывали свободную деятельность детей, используя театральные игры, этюды, песни театрального кружка. Так же совместно с воспитателями в группе был оформлен театральный уголок.
Расширяя представления детей о театральных профессиях, поняла, что этот процесс невозможен без участия родителей. В течение года консультировала родителей по темам : «Играем дома», «Весь мир - театр», «Как организовать театр дома», «С детьми играть – ум, разум, душу развивать!». Советовала родителям чаще посещать соответствующие мероприятия, а так же привлекала их к изготовлению костюмов и атрибутов для мюзикла.
Анализируя, проведённую работу, я увидела, что использование системы мероприятий о мире профессий дало положительный результат. У детей сформированы представления о профессии актера, его связи с другими театральными профессиями. Дети знают, какими качествами, знаниями и умениями должен обладать актер. С помощью песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но и развивали свою эмоциональную сферу, творческие способности.