Наталья Кубайчук
Влияние пластилинографии на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Влияние пластилинографии на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
В. А. Сухомлинский говорил:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Публикация «Влияние пластилинографии на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.
Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.
Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.
Пластилинография в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определённой организации обучения носит подлинно творческий характер (Г. Н. Давыдова). В её русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает сам процесс воспитания и обучения детей актуальным и творческим.
Наблюдая за своими детьми, я отметила что у многих их них плохо развита мелкая моторика, движения руки не всегда ловкие. Многие дети до сих пор неправильно держат ложку, карандаш, кисточку, не могут застегнуть пуговички на своей одежде. Но как улучшить неловкое движение рук, чтобы ребенок сам ощутил свой успех, а его пальчики стали более послушными. Каждый день в свободной деятельности дети рисуют карандашами, они собираются подгруппами или по одному. И тогда мне пришла в голову мысль заинтересовать своих ребят рисованием пластилином. Я стала размещать в уголке изодеятельности готовые картинки, которые нужно было оживить с помощью пластилина. Мы стали играть в игру «Оживи картинку», «Сделай животное веселым, придай ему цвет». Детям очень понравилось растягивать пластилин по поверхности, не выходя за контур. В итоге у них получались красивые картинки, у каждого своя. Они сами выбирали цвета, смешивали, фантазировали, делились своими впечатлениями друг с другом.
Я увидела, что рисуя пластилином, дети отвлекаются от грустных событий, обид, становятся более расслабленными, радуются результатам своего труда. У ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. Но навыки и умения детей в изобразительной деятельности конечно же складываются в результате систематических занятий.
Поэтому я решила организовать кружок дополнительного образования «Пластилинография», где дети в непринужденной обстановке, в специально отведенном помещении (изостудии) будут превращаться в настоящих художников, рисующих не традиционными красками и карандашами, а пластилином. За основу я взяла опыт работы Г. Н. Давыдовой по художественно – изобразительной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Занятия планировались 1 раз в неделю, по 20 минут. В состав группы входило 12 человек.
Каждое занятие я старалась эмоционально раскрасить, чтобы дети почувствовали важность своей работы. Мы помогали героям сказок, выручали друзей из беды, помогали маме найти своих малышей, а цветочку снова обрести свои яркие лепесточки. Ведь малышам так важно понимать, что они сами становятся изобретателями чего то нового. В конце занятия они видят результат своего труда, его можно показать своим друзьям, маме с папой и при этом вспомнить историю про этого героя или предмет. Дети рисуют пластилином и при этом мы учим стихотворения, поем песенки, прослушиваем музыкальные произведения, рассматриваем иллюстрации. И при этом идет всестороннее развитие ребенка. Малыш становится и исследователем и творцом своего собственного шедевра. Для творчества я подбирала простые картинки, учитывая индивидуальные способности. Картинки готовила на занятие одинаковые, но это не страшно, ведь в итоге у каждого получится своя, потому что каждый ребенок старается внести что то свое, новое в сюжет. Каждое наше занятие – это игра, в которой ребенок познает окружающий мир.
Структура занятий может быть гибкой и изменятся от целей и задач, но включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части используются разные приемы: художественное слово, обыгрывание персонажей, создание проблемной ситуации. В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. Дети самостоятельно выполняют работу
Наблюдая за детьми, я увидела, что работая группой, они становятся более дружными. Совместное творчество сближает детей, что в дальнейшем благоприятно сказывается на межличностных отношениях.
Для себя с спрогнозировала планируемые результаты в процессе занятий пластилинографией
У детей возникает стойкий интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
Владеют техническими приё мами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
Умеют передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечают на вопросы педагога.
У детей развита мелкая моторика пальцев рук, зрительно-моторная координация, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги
Дети умеют работать самостоятельно, доводят начатое дело до конца.
Видят конечный результат своей работы и работы других, радуются полученному результату
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы
К концу учебного года дети стали больше фантазировать в свободных играх, использовать приемы воображения. Память обогатилась новыми впечатлениями, они овладели умениями, навыками, приёмами творческой деятельности. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».В перспективе планируется дальнейшая работа в этом направлении.
Список литературы:
1 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 72 с.
2 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. -М. :Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 88 с.
3 Давыдова Г. Н. Пластилинография -2.- М. : Издательство «Скрипторий 2003»,2015.- 96 с.
4 Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб. : Детство – пресс, 1999
5 Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. :Просвещение, 1991
6 Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. -М. :АСТ; СПб:Сова, 2006
7 Ткаченко Т. А. Речь и моторика. - Эксмо, 2007
8 Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3\Авт. - сост. Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007