Александр Владимирович Гришин
Влияние педагога на проявление детьми агрессии в школе
▼ Скачать + Заказать документы
По многочисленным исследованиям детская агрессивность является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Любое агрессивное поведение не бывает без определенной причины и может быть опасно для окружающих.
Большинство детей, которые пришли в школу учиться, вместе с тем
Публикация «Влияние педагога на проявление детьми агрессии в школе» размещена в разделах
проявляют агрессию по отношению друг другу. Конечно, не все дети ведут себя агрессивно, но даже доброжелательные дети могут проявлять агрессию, когда на них нападают. Обычно агрессивные способы реакции на других людей формируются у детей в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования, гиперопека и др. Агрессия является защитной формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие.
С проявлением агрессии детей в школе в первую очередь сталкиваются
педагоги. На их плечи ложится ответственность за безопасность каждого ребенка.
Поэтому одной из важных задач педагога в школе является профилактика и предотвращение агрессивного поведения детей, как в своем классе, так и в школе.
Чтобы знать, как эффективно влиять на агрессивные проявления у детей,
педагогу важно понять определенные смыслы проявления агрессии в каждом конкретном случае. А именно: кто в конкретной ситуации Жертва, кто Агрессор, каковы цели их агрессивных проявлений, какие чувства ими движут и как они проявляют агрессию по отношению друг другу. Педагогу также необходимо оценить степень разрушений, которые повлекут за собой агрессивные действия, а для этого агрессивные действия надо уметь увидеть или предположить.
Итак, начнем разбирать ситуации проявления агрессии в школе. Таких
ситуаций не так уж и много. В отношениях между одноклассниками можно
выделить следующие ситуации: все на одного (весь класс против одного
ученика/цы, группа на группу (группа одноклассников конфликтует с другой группой одноклассников, один на всех (один ученик-агрессор конфликтует со всем классом).
Для большей наглядности я отразила всю совокупность смыслов проявления детьми агрессии и конкретных действий педагога в таблицах, где: Жертва - ученик/ученики, на которого нападают.
Портрет жертвы:
• Высокая тревожность
• Физическая или эмоциональная неуклюжесть
• Одиночество
• Незащищенность
• Неумение общаться на равных
Агрессор – ученик/ученики, которые нападают.
Портрет агрессора :
• Высокая тревожность
• Низкая эмоциональная чувствительность
• Низкая эмпатия
• Ощущение физической силы и превосходства
• Неумение общаться на равных
Проявление агрессии — определенный этап взросления. Ребенок должен
осознать и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если ребенок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, — это уже повод переживать и принимать меры.
От влияния педагога на коллектив детей в классе зависит не только
профилактика агрессивных отношений между детьми, а и эмоционально-здоровая и дружелюбная атмосфера в классе. В таком классе каждый ребенок ощущает свою защищенность и важность. Детей такого класса отличает желание идти в школу, даже если он не очень успешен в обучении. А педагогам в таком классе легко и интересно преподавать.