Анастасия Владимирована Рихтер
Влияние нарушений речи на общение детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемой изучения общения и коммуникации занимались многие исследователи, среди них Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, В. В. Юрчук и др. И каждый рассматривал данные понятия со своей точки зрения.
Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.
Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но шире по объему. Это - связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе.
Публикация «Влияние нарушений речи на общение детей с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речь возникает из потребности в общении и выполняет коммуникативную функцию, являясь при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Современные исследователи утверждают, что для развития речи как средства общения, необходимо наличие условий, которые побуждают ребенка осознанно обращаться к слову. В онтогенезе коммуникативной функции речи выделяются четыре формы общения ребёнка и взрослого и три формы общения со сверстниками. Эти формы сменяют друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребёнка. Переход от низших форм общения к высшим осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием, которое достигнуто в рамках предыдущей формы общения.
В связи с тем, что при таком нарушении речи как дизартрия в логопедических заключениях наиболее часто доминирует диагноз ОНР, мы рассмотрели характеристику общения у детей с дизартрией с позиции общего недоразвития речи. Изучением ОНР занимались такие ученые как Т. Б. Филичева, Н. В. Дубова, Л. Г. Соловьев, С. Н. Шаховская, Н. И. Жинкин, О. С. Павлова, Г. В. Чиркина, Е. Г. Федосеева, О. Е. Грибова. В научных работах этих авторов говорится, что нарушение коммуникативной функции речи выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога, особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Таким образом, детям с дизартрией свойственны трудности в общении, которые проявляются в сложности установления контакта со сверстником или взрослым, в неумении договориться между собой и прийти к общему решению, особенности поведения - незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Список литературы
1. Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. — М. Мысль, 2000. – 216 с.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии/Л. С. Выготский. – СПб: Лань, 2003. – 654 с.
3. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2006. - №3. - С. 36-38.