Евгения Лапина
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
«ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
(на примере дымковской игрушки)
Воспитатель : Лапина Евгения Игоревна
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Публикация «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей» размещена в разделах
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников : способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.
Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.
Возле Вятки самой
Дымково – посёлок.
Окаймлён лугами
Уголок весёлый.
Лет ему за двести,
Триста ль маловато
Собирались вместе
Мужики когда – то.
Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы – «Дымково».
Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо – сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Здесь в старину и зародилась эта игрушка.
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,
Удивительное чудо!
Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну – ка за работу чудо – мастера!
Я слеплю лошадку, я её поглажу
И седельце с бархатом на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки, а в печи – игрушки!
Не кастрюли, чугуны – а лошадок табуны.
Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.
Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки – горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. Обращаю ваше внимание, что основа росписи – круги, на которых расположены мелкие элементы.
Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осенне – зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».
Знакомство детей с различными видами народного декоративно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. .
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Н. А. Ветлугина
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Большие возможности для развития художественно – эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.
Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.