Татьяна Адмайкина
Конспект НОД «Талант наших мастеров». Итоговая экскурсия по выставке народных промыслов
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;
- обобщить имеющиеся знания о народных промыслах России;
- приобщать к народным промыслам через собственные работы;
- расширять и активизировать словарь словами: промысел, элемент, силуэт, роспись, обжиг, гончар.
Публикация «Конспект НОД „Талант наших мастеров“, Итоговая экскурсия по выставке народных промыслов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Оборудование : изделия народных промыслов (хохломские, гжельские, городецкие, дымковские, филимоновские, полхов-майданские игрушки, павловские платки, аудиозапись русских народных мелодий «Русские узоры» в исполнении Государственного академического русского народного оркестра хора им. Пятницкого, силуэты игрушек, гуашь, кисти № 3-4, ватные палочки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание художественных альбомов изделий народных мастеров, беседа о народных промыслах, расписывание силуэтов, разучивание стихов.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», Художественное
творчество», «Социализация».
Ход занятия:
- Здравствуйте дети! У нас на занятии присутствуют гости. Хотели бы вы с ними познакомиться? (Да, хотим). А наши гости готовы к общению с ребятами? Поприветствуйте друг друга. Повторяйте за мной:
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады! Мы вас любим!
(Дети и гости вместе повторяют рифмовку)
- В группе сразу стало уютнее и теплее от ваших улыбок и добрых слов.
Ребенок:
Ой вы гости дорогие,
У нас игрушки расписные,
Собирали их, старались,
Показать вам собирались,
Проходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям.
- Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка у нас в группе. Сегодня здесь открывается выставка народных промыслов. Издавна доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. В каком бы уголке нашей родины вы не оказались, везде встретите чудо-мастеров, прославляющих красоту нашей земли. Про таких мастеров говаривали : «Мастер на все руки», а как умели веселиться, плясать после работы. «Сделай дело-гуляй смело».
- А знаете ли вы изделия народных мастеров? Сможете ли мне помочь представить экспонаты нашей выставки?
Что ж, давайте по порядку-
Загадаю я загадки!
Кто скорей ответ найдет,
Тот игрушку и возьмет.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
Дети: Это дымковская игрушка.
- Почему эти игрушки называют дымковскими?
- Что вы знаете о них?
- Кого обычно лепят дымковские мастера?
- Какие цвета используют в росписи?
- Какие элементы росписи дымки?
Ответы детей: В древние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой слобода вся в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
- Дымковские мастера лепят обычно барашек, коней, оленей, петухов, индюков, барышень и другие!
- Игрушки расписывают красным, синим, оранжевым, желтым и зеленым цветом. Черный цвет берут как дополнительный.
- Элементы росписи дымки – древние символы языческой веры. Что они обозначали? Круг - это символ солнца и каравая хлеба. Точка - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога.
- Эй, ребята, подходите –
На игрушки поглядите!
(дети подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки и представляют некоторые из них).
1 ребенок (показывая на дымковского петуха) :
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно сказочный цветок.
А высокий гребешок
Красной краскою горя,
Как корона у царя…
2 ребенок:
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра полные несет,
На коромысле не спеша,
Посмотри, как хороша.
3 ребенок:
В крепком новеньком седле
Всадник скачет на коне
Конь копытом гордо бьет,
Молодца домой везет.
- Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (радостное)
Ребенок: Словно сказка-невидимка
В небе радугу зажгла.
Расцвела узором Дымка
Людям радость принесла.
Физкультминутка
- Дети, давайте поиграем в игру «Индюк»
- Вот индюк, хозяин важный (дети ходят, изображая индюка, ритмично двигая согнутыми в локтях руками, кисти рук прижаты к бокам, локти в стороны)
- А боец индюк отважный (останавливаются)
- Грудь его как крепкий щит (выставляя грудь вперед, показывают на нее рукой)
- Глаз его всегда горит (высоко поднимают голову)
- Если громко он болбочет (немного наклоняются вперед, выставляя голову, делают сердитое выражение лица
- Запугать кого-то хочет.
Говорит: «Балды-балда»
Я хозяин хоть-куда (выпрямляются, стоя на месте, поворачиваются то вправо, то влево)
- Ты ко мне не приближайся (топают правой ногой, делая шаг вперед)
- А не то я заклюю! (топают левой ногой, делая шаг вперед)
- Я всегда один гуляю во дворе, когда хочу! (ходят с высоко поднятой головой, то прижимая локти к туловищу, то отводя их)
- Ты, индюк, нас не пугай (грозят пальцем)
- Лучше с нами поиграй (становятся полукругом).
- А теперь, ребята, слушайте внимательно следующую загадку!
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда!
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела-
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.
Дети: Это гжель! (дети подходят к столу, на котором выставлены изделия гжельских мастеров).
- Какой краской расписывают мастера изделия? (синей, голубой на белом фоне).
- Какие предметы и что расписывают? (рисуют).
Ребенок: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
- С чем сравнивают красивую и нежную гжель? (с ясным синим небом, с белой лебедушкой).
Ребенок: Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла…
- Как приятно пить чай из такой чашечки.
- А теперь, ребята, попробуйте угадать, о каких игрушках я говорю?
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки-
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
Дети: Это филимоновские игрушки.
- Почему они так называются? (потому что их мастерят в деревне Филимоново, которое находится недалеко от города Тулы).
(Дети подходят к столу, на котором выставлены филимоновские игрушки).
- Чем примечательны эти игрушки?
Ответы детей: Эти глиняные расписные игрушки пришли к нам будто из сказки. У всех животных вытянута шея – так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры.
- Как вы думаете, почему их так любят и взрослые и дети?
Ребенок: Игрушки эти добрые и разные,
Веселые, и каждая свистит.
Полоски желтые, зеленые и красные.
Посмотришь – как от солнышка рябит!
- Все эти игрушки лепят из глины. А везде ли глина одинаковая?
Ответы: В Дымково глина коричневая и перед росписью покрывается белой краской. В Филимоново – глина красная, после обжига становится светлее. Посуда из гжели изготавливается из белой глины.
- Загадаю-ка вам еще одну загадку:
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые,
На солнышке горят.
Дети: Это городецкие игрушки. (Дети подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия).
- Что расписывают городецкие мастера?
Ответы: фигуры коней, сказочных птиц, цветы.
- Назовите знакомые вам элементы городецкой росписи.
Ответы.
- Какие цвета используют городецкие мастера?
Ответы: Для фона чаще всего берут желтый цвет, а для остальной росписи – красный, розовый, синий, голубой, зеленый.
Эта сказка с чудесами –
Сколько красок и цветов
Оживают под руками
Городецких мастеров.
Чудо-птицы, чудо-кони
Тонконогие летят
Розоватые бутоны
Снова радуют наш взгляд
И как будто для забавы,
Расцветают на глазах
И розаны, и купавы
На солонках и досках.
- А теперь, ребятки, вам еще одна загадка!
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые.
Дети: Хохлома. (подходят к столу, на котором выставлены хохломские изделия).
- Много лет назад возник хохломской промысел. Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Отвозили эту посуду в большое село Хохлома на продажу. По названию этого села стали называть ее хохломской. А элементы этой росписи вы мне сами назовете.
Дети: Травинки, капельки, завитки, ягодки, листочки.
- Вот еще одна загадка, ну, попробуй, отгадай-ка.
Бочонки, копилки, матрешки, грибки –
Они не малы, да и не велики.
Ответы: Это полхов-майданские игрушки.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
- А вот еще одна загадка:
На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники.
Ими повязаны девичьи головы.
Глазки лукавые, личики нежные.
Ответы: Это павловские платки! Ни один праздник не обходился без такого платка.
В группу заходит грустный Коробейник.
Его спрашивают, почему он не веселый. Он им отвечает, что когда он шел на выставку, половину товара растерял, и Осень-непогодушка смыла своими дождями яркую краску игрушек. Воспитатель: Да это не беда, мы поможем твоему горю.
Эй, вы, мастера,
За работу пора!
Все готово для работы,
Поджидает вас она.
Выбирай скорее дело,
Что угодно для души,
Ведь на выставке товары
Все должны быть хороши.
(Воспитатель предлагает занять место за тем столом, на котором разложен необходимый ребенку материал для выбранной им росписи).
Дети начинают работать, изготавливая товары для Коробейника.
- Правда, дети еще только учатся,
Сами увидите, что получится.
Пальчиковая гимнастика
Все игрушки не простые –
Волшебные, расписные
Белоснежные, как березки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
Воспитатель: Мне было так приятно смотреть на вас во время работы. Какие вы были красивые! У каждого в глазах как будто зажглась волшебная искорка. И знаете почему? Когда вы творили, вы делали работу не только для себя, но и для других. И когда вы будете дарить свои работы гостям, посмотрите в их глаза, и там вы увидите самую главную красоту – красоту души, красоту доброты.
Ребенок: Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселые и яркие,
Примите их в подарки!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Воспитатель: Пришло время расставанья.
До свиданья, до свиданья!