Елена Анатольевна Вербовская
Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве»
/В. Сухомлинский/
Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно! Оно похоже на чудотворную сказочную воду, постоянно открывающую всё новые и новые глубинные пласты русской, многовековой культуры.
Необходимо, чтобы маленький человек впитывал своим умом и сердцем дух народа, всё безгранично дорогое ему.
Фольклор и сегодня приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Народное искусство учит человека ценить жизнь, делает его стойким в борьбе с ложью, неправдой, корыстью.
Публикация «Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества.
Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом – учатся чувствовать общечеловеческое.
В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств. Воспитывая в детях уважение ко всем национальностям, мы – педагоги, в первую очередь, заботимся о том, чтобы наши дети научились любить Родину, свой народ, красоту и широту, щедрость его души, нравы, обычаи.
Раннее исполнение ребенку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням, играм, хороводам больше всего создают талант и развивают выдающуюся творческую личность, обогащая яркими впечатлениями. В народе говорят : «Не от еды дитя растет, а от радости.» Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят – счастье и радость быть самим собой. Нашим детям не хватает культуры радости, которую надо воспитывать музыкой, песней, природой, различными видами творчества, общением с красивыми душой людьми.
Каждый ребенок – это отдельный мир и познать его может лишь тот, кто умеет с малышом разделить его мысли и чувства, его первые радости и первые неудачи. «Не снизойти до ребенка, - говорил Януш Корчак – а подняться до уровня его понимания.»
Чем шире используется набор различных мышлений, тем больше возможностей для интересных творческих открытий. Я ежедневно и сама учусь вместе с детьми выстраивать радостный педагогический процесс. Стараюсь на музыкальных занятиях создавать творческую атмосферу непринужденности, естественности, ибо хорошо понимаю, что без творчества – обучение малоэффективно. А всё, что доставляет радость, и есть источник энергии! В методической копилке всегда есть возможность для свободной детской импровизации. Нахожу целесообразным включать в процесс занятий: образное слово, шутку, юмор, сюрпризное действие, нестандартные приемы для создания игровых образов, использование устного народного фольклора, предложение детям пропеть народную песню или попевку так, как чувствует сам ребенок, инсценировать ее по своему усмотрению, подключить к песне или пляске свои движения, игру на ложках или трещотках, свистульках, дудочках и тд.
Всё это делает атмосферу обучения живой, непринужденной, без жестких правил, сковывающих свободу и творческий потенциал детей.
А сплав звучащего слова, жеста или движения – основа музыки, ведь в основе всего лежит ритмическое начало. Детство – это весеннее время человека, в котором засеваются семена на будущие годы жизни.
При произвольном воспроизведении выразительных движений (в песнях, хороводах, играх) происходит оживление соответствующих эмоций, возникают яркие образы, а воспоминания и мышечные ощущения могут остаться на всю жизнь. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, а это очень важно для здоровья детей, в первую очередь. Положительные эмоции всегда увеличивают мотивацию, а чтобы человек развивался, нужно разносторонне нагружать его мозг. А хорошее настроение улучшает запоминание.
Великолепной формой закрепления пройденного материала, творческого самовыражения является - проведение комплексных и интегрированных занятий с детьми. Они возбуждают интерес к деятельности, воспитывают внимание, тормозные процессы, привносят эмоциональный подъем, пространственную ориентацию на всех этапах.
Всё проходит через призму детских глаз, всё отфильтровывается в детский душах. И если ребенок сумеет выразиться в рисунках, росписи, поделках, песнях, играх, плясках – ему уже будет легче жить.
На сегодняшнем занятии много звучало разнообразной народной музыки в современных обработках. Так, музыка – фон, сопровождавшая вход детей, ярмарочное гулянье, народную игру «Карусель», изо – деятельность, заключительную часть занятия, только усиливала эмоции детей, делала ярче образные представления, обогащала подвижность мыслей, закрепляла интерес к занятию, вызывала радость, удивление. И возможно благодаря эмоциональной памяти дети будут помнить и живо представлять чувства, которые когда – то владели ими.
С давних пор музыка была лечебным фактором. Еще великий Бехтеров говорил, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельность нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.
Движения русской пляски, да еще и в ложечном сопровождении, отражают черты русского человека: юмор, задор, виртуозность движений передают силу и мощь, жизнеутверждающую радость и изобретательность. С XI века на Руси основными исполнителями плясок были скоморохи. Возможно, от туда мы черпаем задор и юмор, необыкновенную радость импровизацией!
Праздничность, приподнятость настроения в напевах хороводных песен. Оптимистичность энергия, веселье, полнота ощущения жизни, любование красотой природы и человека делают их жизненными, неувядаемо прекрасными.
Воспитание чувства ритма можно выработать различными путями. Наиболее простая форма – это обучение маленьких певцов стройно ходить в такт хороводной песне. В таких простых упражнениях происходит постепенное объединение музыкального ритма с движением, что помогает достичь ритмической и темповой устойчивости. Позволяет приобщить детей к прекрасному народному песенному искусству.
Тонкая работа с народным репертуаром не носит обособленным характер. Она не оторвана от современной жизни. Детям, например, близок стиль обработки народных песен. Они, бывает, лучше нас, взрослых, чувствуют богатую фольклорную основу, что и показали в старинном хороводе «Ой, лето», несущего свет, радость жизни, торжество Бытия.
Как не тяжела была жизнь народа прежде, неистребимой осталась шутка. Песни шуточного жанра, из которых родились и частушки, всегда любимы детьми. Они выражают веселый нрав нашего народа, чувство юмора, наделены смекалкой и признаками ума.
Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном игровом и песенно-плясовом творчестве, таком богатом и многообразном по жанрам.
Но самое главное, следует не забывать, что никакая программа не имеет права быть выше здоровья ребенка, а в здоровом детстве всегда есть свобода!