Зинаида Сергеевна Петрова
Влияние классической музыки на здоровье детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первыми на проблему влияния музыки на здоровье детей обратили внимание врачи. Опираясь на точку зрения доктора-хирурга, российского долгожителя, академика Федора Углова: детей необходимо оберегать от разрушающей здоровье музыки. Значит, не всякую музыку могут слушать дети. Почему ученые сделали такой вывод? Они провели ряд экспериментов: речь о влиянии музыки на живые организмы : рок-музыка, оказалось, что ее звучание негативно влияет на печень, сердце, мозг. Японский доктор - Имато Масуру разработал супер совершенную технологию: он дает воде «прослушать» музыку Моцарта, Бетховена или Баха, после чего эту жидкость замораживает и изучает изображение под сильным микроскопом. Выяснилось, что у каждой мелодии портрет сугубо индивидуальный. Оказалось, что снимки классической музыки всегда красивы, гармоничны и строго симметричны. А вот изображения металлического рока-сплошной хаос. Технология японца подтверждает уже известные факты: классическая музыка способствует ускоренному росту растений, увеличивает надои молока коров, способствует хорошему пищеварению.
Публикация «Влияние классической музыки на здоровье детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
А современные ритмы оказывают на всех – растения, животных и человека-угнетающее воздействие, повышают артериальное давление, учащают сердечные ритмы.
Классическая музыка создавалась гениями своего времени, они приближали ее звучание к звукам окружающей нас природы: пению птиц, шуму дождя, шелесту листьев. Создавали произведения душой и сердцем, поэтому классическая музыка до сих пор современна. Ее приятно слушать, она передает все чувства человека: грусть, размышления, тихую радость, печаль. Через прослушивание произведений, ребенок, в какой-то степени, познает себя и окружающий нас мир. Сопереживая, человек познает всю палитру чувств: грусть, радасть, задумчивость, удивление. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии, она соответствует звукам природы. Например, «Октябрь» П. И. Чайковского, «Времена года» Вивальди. Пропущенная через сердце композитора, она становится целебной, как природа, и радует нас. Особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев- классиков и вообще классической музыки на живые организмы.
По мнению создателя музыкальной фармакологии, американского ученого Робберта Шофлера, необходимо с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта. Руководствуясь его точкой зрения, можно понять, что эти произведения способствует ускорению выздоровления. Ученые-медики пришли к выводу, что звуки флейты, кларнета, свирели и ряда духовых инструментов улучшают кровообращение, а плавная, медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление, улучшает работу сердечно-сосудистой системы.
Михаил Лазарев, врач-педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, сделал вывод из многолетнего наблюдения за больными детьми, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки ребёнок ещё в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра, под руководством Лазарева, показали, что музыкальные вибрации, особенно классической музыки, оказывают положительное влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. По мнению доктора Лазарева, слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, тоже самое происходит и с плодом.
Особенно практикующие врачи-педиатры рекомендуют слушать будущим мамам произведения Моцарта. Кстати, специалисты считают классическую музыку феноменом в области воздействия на живые организмы.
Ученые сделали вывод, что лирические напевы П. И. Чайковского, мазурки Ф. Шопена, рапсодии Ф. Листа помогают в преодолении трудностей, помогают превозмочь боль, обрести душевное спокойствие.
Ученые после проведенных исследований, считают, что если ребёнок будет слушать произведения классических музыкантов, то мыслительные процессы его будут лучше. Дети, слушающие классическую музыку, легче усваивают материал, у детей вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.
Существует несколько мнений по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Первая: классическая музыка обладает успокаивающими свойствами для психики. Ребёнок, слушающий музыку, успокаивается, он сосредоточен, а мозг имеет больше времени на концентрацию внимания перед выполнением поставленных задач, без нетерпения и стресса.
Вторая: музыка является еще одним языком, который воспринимает мозг. Так, классическая музыка положительно влияет на развитие ребенка, его словарного запаса. В дальнейшем это положительно повлияет на развитие пространственного мышления ребенка.
Для начала мы разберемся: что же такое классическая музыка? «Это музыка прошлого, выдержавшая испытание временем, и музыка эпохи классицизма- второй половины XVIII века начала XIX века, и так называемая Академическая музыка с мелодическими и гармоническими принципами и инструментальным составом».
Многие ученые Кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ сделали вывод: классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека, она способствует повышению эмоциональной активности человека (сопереживание чувствам произведения). В период такой активности и действительно повышаются умственные способности. После прослушивания музыкального произведения, дети активно отвечают на вопросы по его содержанию.
По мнению преподавателей музыкальных школ : «для молодого поколения наиболее важно слушать классическую музыку, потому что это определенный пласт в воспитании подрастающего поколения, в развитии его интеллекта. Это как эстетические ценности, так и историческая ретроспектива». Классика - это образец.
Учитывая положительное влияние классической музыки на детей, начинаем приобщать дошкольников к музыкальному искусству по программе: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Дети слушают на занятии классические произведения :
1. «Детский альбом» П. И. Чайковского;
2. «Зимнее утро», «Мама», «Вальс снежных хлопьев», «Новая кукла», «Времена года», «Песня жаворонка» П. И. Чайковского;
3. «Вальс» Д. Б. Кабалевского;
4. «Бабочка» Э. Грига и другие произведения.
Общая цель педагогов: развитие предпосылок ценносно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры; ознакомление с элементарными музыкальными понятиями; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений детьми дошкольного возраста.