Щербакова Евгения Алексеевна
Влияние изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник на развитие детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Публикация «Влияние изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник на развитие детей с ОНР» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность приносит много радости дошколь-никам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Всё это будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребят.
- Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :
— мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
— пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
— внимания и усидчивости;
— изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
— кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
— игра, которая является основным видом деятельности детей;
— сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
— музыкальное сопровождение. И т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Обучение изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений : сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка или аппликации, а затем переходить к более сложным композициям.
В процессе обучения необходимо обращать внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке, выразительность силуэта в аппликации.
На занятиях важно предлагать ребенку различные виды деятельности. Например, дети рисуют елочку. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как словесное описание или рассказ о ней, выкладывание елочки из палочек, счет елочек и определение размера (большая - маленькая). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме. Тематика занятий по рисованию, лепке, аппликации должна сочетаться с тематикой занятий по развитию речи.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому дошкольнику необходимо поощрение, даже если у него получается самая малость. Нужно помогать ребенку доводить на-чатое дело до конца, но помощь ему следует оказывать при необходимости и минимальную, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает на дальнейшие задания.
Ни в коем случае нельзя подчеркивать различия в развитии изобразительных навыков у детей. При организации занятия, выборе материала и темы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа может проводиться в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например дорисовывание изображения.
У детей с речевыми нарушениями отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении задания, испытывают затруднения при словесном описании своих действий, поэтому на занятиях необходимо учить ребят общаться, надо поощрять их желание наблюдать за работой друг друга, но в то же время важно на занятиях создавать спокойную рабочую обстановку, которая способствует обучению дошкольников изобразительной деятельности. Кроме того, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.