Виктория Саунина
Влияние игрушек на психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Первые шесть-семь лет жизни - наиболее важный период для психического развития ребенка. Игрушки оказывают позитивное влияние на воображение, фантазию, ситуационное мышление. Но только в том случае, если игрушка подобрана правильно.
Правильная игрушка должна :
• отвечать потребностям ребенка;
• помогать выполнить игровой замысел;
• делать игру/замысел более реальным.
Публикация «Влияние игрушек на психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игрушка — это инструмент, с помощью которого малыш воплощает свои задумки в реальность. Только если соблюдаются эти три условия, ребенок доволен игрой. Конечно, игрушка — это лишь помощник для детского воображения, но она влияет на правильное психическое развитие личности.
Какие игрушки выбрать для развития?
Младенчество (от рождения до 1 года)
Погремушки, игрушки для подвешивания над колыбелькой. Малыш рассматривает их и учится концентрировать внимание. Ребенку хочется дотянуться,потрогать, подержать ее в руках. Это стимулирует малыша работать ручками, пытаться дотянуться, сесть.
Младший возраст (от 1 года до 3 лет)
Пирамидки, матрешки, простые конструкторы. Так малыш учится распознавать формы, размеры, цвета. Собирает и разбирает конструктор – отрабатывается мелкая моторика. Благодаря впечатлениям и знаниям, которые он получил, происходит развитие мышления и воображения в дальнейшем. В это же время требуются игрушки-имитаторы. Например, кукольная мебель, посуда. Малыш учится с ними обращаться, запоминает назначение каждого из предметов. В это же время требуются игрушки-имитаторы. Например, кукольная мебель, посуда. Набор «маленького доктора», или «строителя», «водителя». Малыш учится с ними обращаться, запоминает назначение каждого из предметов.
Дошкольный возраст (от 4 до 6-7 лет)
На данном этапе необходимо сконцентрироваться на эмоциональном развитии малыша. Появляются куклы, мягкие игрушки. Малыш начинает проявлять первые признаки эмпатии: заботиться, сопереживать, лечить своего любимца. Влияние такой игрушки на психическое развитие очень велико.
Агрессивные игрушки
Стоит обратить особое внимание на саму игрушку. Она не должна призывать ребенка к насилию, агрессии. Ведь игра и игрушки оказывают сильное психическое влияние на личность малыша. При взаимодействии с такой игрушкой у ребёнка формируется отчужденность, отсутствие сопереживания.
Функциональные предметы
Отличное влияние на развитие воображения оказывают функциональные предметы. Вы видели, как малыш отбрасывает игрушку в сторону и играет только с упаковкой? В 1-2 годика сам процесс становится интересным: открыть крышку, положить в коробочку что-то, закрыть, затем, снова открыть, достать – он может повторять эти действия 20-30 минут. Таких интересных вещиц может быть много. Вообще это хорошая идея – предлагать ребенку такие простые вещи. Период 2-3 лет подходит для развития мелкой моторики. Здесь полезными игрушками станут баночки, которые нужно открывать и закрывать, крышечки, мелкие предметы. Например, для ребенка можно сделать такую занимательную игру. Насыпьте на стол сухой горох, фасоль, фигурные макароны. Поставьте перед ним три емкости и покажите, как разбирать эти сухие продукты.
Родители и дети. Играем вместе
Психологи советуют родителям уделять достаточно времени игре с ребенком. В младшем возрасте малыш еще толком не умеет играть – обязательно показывайте ему, как это делать. Такие совместные игры оказывают благотворное влияние на отношения между родителем и малышом.
Совместная игра оказывает влияние на коммуникативные навыки малыша. Потом ему будет проще на площадке или в садике делиться игрушками, звать других малышей поиграть с ним. В процессе игры родители могут увидеть некоторые проблемы ребенка. Например, плохой прогресс мелкой моторики, речевые дефекты. Так вы сможете своевременно обратиться к специалисту и исправить ситуацию.