Надежда Кунгурцева
Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников через подвижные игры»
Родители постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение.
Публикация «Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников» размещена в разделах
Движение - это хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; без считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребёнка, его основное занятие. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие приемы и подвижные игры. Сейчас приведу несколько примеров:
1. Подвижные игры на развитие общей моторики :
Игра большой подвижности
Считалкой выбирается ловишка, который встаёт в центр зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу. После слов все разбегаются по залу. Ловишка ловит их. Пойманные садятся на скамейку.
«Ловишка», «Мы веселые ребята» и др.
2. Подвижные игры с речевым сопровождением
«Мы тоже можем так», «Бьют часы» и др.
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр. Воспитателем проговаривается стихотворение и идет показ движений
Игра «Часы бьют»
Часы бьют раз, часы бьют два,
Часы бьют три. Дети хлопают в ладоши.
Новый год приходи! Поступательные зовущие движения к себе.
Тебя ждали год, стояли у ворот. Пружинка, руки на поясе.
А пришёл мороз, заморозил нос. Шагают на месте.
Нас, мороз, не пугай,
С нами ты поиграй. Наклоны вправо – влево.
В прятки ты поиграй
Да подарки нам дай… Два приседания, руки на колени.
Конфеты, игрушки, орехи, хлопушки. Постукивают кулачками друг о друга.
Будем веселиться, танцевать, резвиться. Прыжки на 2 ногах.
3. Подвижные речевые игры.
На закрепление пройденного материала.
В центре круга стоит инструктор или воспитатель – он бросает мяч ребёнку и называет предмет или действие, ребёнок ловит мяч. Бросает мяч инструктору и называет ответ в зависимости от задания.
«Животные и их детеныши», «Большой-маленький», «Я знаю пять названий…»
4. Подвижные игры на развитие внимания.
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.
• Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки. Прилетели птицы: аисты, кукушки, совы и ватрушки.
5. Игры на развитие звукопроизношения.
• «Придумай слово на определённый звук».
Воспитатель по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определённый звук, например – П.
6. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Все дети с нарушениями речи имеют нарушения функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.
По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:
1. Встаньте на скамейку.
2. Положите мяч в обруч.
3. Перепрыгните через канат.
4. Встать за скамейку.
5. Остановиться около лестницы.
6. Сесть на модули.
7. Игры на расслабление.
Дети с речевым нарушением отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
• Релаксация «Снежинка».
Представьте, что вы – лёгкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе. Дети покачиваются.
Плавно опускается вниз. Выполняют полуприсед.
Но вот подул добрый лёгкий ветер и закружил снежинку в нежном танце. Кружатся.
Полетела снежинка и поднялась высоко – высоко. Подняться на носки.
Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз. Медленно приседают.