Антонида Петунова
Влияние дидактических игр на сенсорное развитие младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие - двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дошкольный возрастной период характеризуется переходом от использования предметных образцов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям основных разновидностей каждого свойства. К 6-летнему возрасту у ребё нка формируется сравнительно полный набор таких эталонов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонематического языка и т. д. Благоприятные условия для их освоения складываются в различных видах продуктивной деятельности, в процессе которой происходит и усвоение словесных обозначений основных разновидностей свойств.
Таким образом, при организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации, поскольку ещё Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми оперирует интеллект.
Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.
Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.
Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов. На первом из них выявление ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому, и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т. п.). На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов - осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.
В конечном итоге, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором-третьем году жизни - в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности, требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т. п.
По мнению психологов, необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.
Таким образом, специально подобранные дидактические игры дают существенный толчок для развития и формирования сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорное развитие дошкольников. В подтверждение этого подобраны дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников. В зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, уровня его сенсорного развития и т. д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.
Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности ребенка.
Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного развития. Важно только перемешать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.
Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях. Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа «лото» и «домино», предназначены только для использования вне занятий.
Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному развитию.
Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт и постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.