Елена Николаевна Гальченко
Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
У детей с общим недоразвитием речи наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В начале обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много; мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.
В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают.)
Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вместо фронтального занятия, с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т, д.
С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.
Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку, подбирать грибочки по цвету.
Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гулигуленьки», «Пальчик-мальчик», В такие игры играют обычно 2—3 ребенка.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Большинство дидактических игр логопед проводит со всей группой детей в форме занятия.
Пример такого занятия:
Игра «Купание куклы».
Цели: ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнить их значение) : купать, раздеть, снять (платье, намылить, вымыть, вытереть (живот, голову, спину);
- обучение детей предметным действиям, выполнению их в определенной последовательности;
- активизирование имеющегося словаря;
- привлечение внимания к речи логопеда.
Методические приемы: сопровождение всех действий с куклой речью взрослого, многократное употребление новых слов и словосочетаний в различных грамматических формах и синтаксических связях, варианты построения предложений, вопросы к детям.
Ход игры
Все необходимое для купания куклы следует приготовить заранее. Затем логопед предлагает детям сесть за стол и обращается к ним со словами: «Дети, сегодня мы будем купать нашу куклу Катю. Катеньку будем купать. Я приготовила стул (ставит стул, ванночку, воду, мочалку, простынку. (Логопед говорит медленно и четко, указывая на называемые предметы.) Сейчас Настя приготовит постельку для Кати». Ребенок подходит к кровати, а логопед говорит: «Вот Настя сняла покрывало» — и девочка снимает покрывало. Если ребенок выполняет действие медленно, логопед успевает еще раз сказать: «Настя сняла (снимает) покрывало». Далее он продолжает: «Сложила его аккуратно. Видите, дети, как Настя складывает покрывало. Сложила покрывало и повесила на стул. Аккуратно повесила. Настя, откинь одеяло. Катя будет спать после купания».
Затем логопед привлекает внимание детей к кукле : «Посмотрите, дети, как радуется Катя! Она видит водичку. Водичку видит. Смеется Катя. Тянет ручки. Ручки тянет. Ей очень хочется купаться! Сейчас мы разденем Катю. Снимем всю одежду: и платье снимем, и трусики снимем, и рубашечку снимем. Все снимем. Ведь купать ее нужно голенькую. Мамы всегда раздевают детей перед купанием». Логопед приглашает детей по одному помогать раздеть куклу. Свои действия и действия детей он сопровождает речью: «Сначала снимем платье. Саша расстегивает пуговицы. Одну пуговицу расстегнул. Еще пуговицу расстегнул. И снимает платье. С одной руки снял рукав и с другой руки снимает рукав. Что мы сняли?» Дети отвечают: «Платье».— «Правильно, платье сняли. Саша, повесь платье на стул (на спинку стула). Садись, Саша. А Наташа поможет снять трусики (колготки, рубашечку, маечку)» (в зависимости от того, во что одета кукла).
Логопед продолжает: «Вот и раздели нашу Катю. Все сняли: и платье, и рубашечку, и трусики. Стала она голенькая. Можно купать Катю».
Подготовленную воду (горячую и холодную) логопед наливает в ванночку, сопровождая действия речью: «Я наливаю горячую воду,
Ой-ой, какая горячая вода! Катя будет плакать. Дети, как она будет плакать?» «У-у-у-у», — отвечают дети. «Надо налить холодной воды. Я наливаю холодную воду. Теперь вода стала теплая. Наша Катя не будет плакать. И не простудится. Потрогайте, дети, какая теплая водичка в ванночке». Дети опускают пальцы в воду. Если кто-то из детей не делает этого, настаивать не следует. «Какая вода в ванночке?»— спрашивает логопед. «Теплая». — «Можно купать Катеньку?'»— «Да (можно)». Затем логопед обращается к кукле: «Иди, Катенька, купаться». А потом и к детям: «Давайте вместе позовем Катю: иди купаться, Катя! Иди, Катя!» Дети непроизвольно зовут, кто как может. А логопед продолжает: «Садись в водичку, Катя. Вода теплая. Скажите Катеньке, какая водичка». — «Теплая». — «Это у меня мыло, Катя. Сейчас мы намылим голову. Вот так. Что мы намыливаем?» — «Голову». — «И вымоем волосы. Вот так мы вымоем голову. (Логопед просит детей подержать куклу, помыть ей руки (ноги, полить водой.) И лицо тоже вымоем: носик вымоем, уши вымоем — все вымоем. Что я мыла Кате?» — «Уши, нос, рот». После этого логопед повторяет названные детьми слова, но уже в предложениях или словосочетаниях. Например, он опрашивает: «Что я мыла Кате?» — «Рот». — «Правильно, рот я мыла Кате. А что еще?» — «Щеки». — «Да, да и щеки мыла. А кто мне помогал?» — Саша».
«Теперь возьмем мочалку, намылим ее. Мочалку намылим. Вот как я намыливаю мочалку. Вымоем тело, спину вымоем, грудь вымоем, животик вымоем, руки вымоем и ноги вымоем — все вымоем». Логопед делает паузы, чтобы его речь совпадала с действиями. Когда все действия с куклой выполнены, логопед спрашивает детей : «Что я мыла, дети?» После вопроса логопед показывает еще раз, как моют спину, живот и т. д., облегчая тем самым поиск нужного слова. Если дети что-то не называют, логопед напоминает им: «Спину вымыли. Живот вымыли. И руки вымыли». И т. д.
«Теперь надо смыть мыло. Таня, помоги мне. Возьми лейку. Поливай из лейки. Сначала полей на головку. И на лицо полей. Теперь полей на спину. И на животик. Полей на руки и на ноги. Смыли мыло. Чистая Катя. Вот и выкупали Катю. Она стала чистая и румяная. Надо вытереть ее скорее, чтобы не озябла Катя. Чтобы не простудилась наша Катенька. Настя, помоги мне вытереть Катю». Логопед вытирает куклу полотенцем, приговаривая: «Головку вытрем полотенцем. И лицо вытрем. Глазки тоже надо вытереть. И щеки, и уши. Что мы вытерли?» Дети отвечают однословно, а логопед как бы повторяет их слова, но уже в словосочетании или предложении: «Голову вытерли, лицо вытерли. Правильно Настя сказала, что глазки вытерли. Да, да, и рот вытерли, и щеки. Все вытерли. Теперь я вытираю руки. А Настя держит Катю. Что я вытираю?» — «Спину, грудь, живот, ноги, руки». — «Заверну Катеньку в простынку и положу в кроватку. Спи, Катенька, а мы пойдем гулять. Скажите Кате, дети: спи, спи, Катя!» — «Спи, спи!» Логопед еще раз повторяет: «Спи, спи, Катя! А мы пойдем гулять!» И дети уходят.
Подобные занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также, актуализировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на первых занятиях создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
С этой целью, например, в только что описанной игре логопед побуждает детей к высказываниям, задавая вопрос: «Что мы вымыли?» — «Живот, руки.» Необходимо отметить, что такие ответы детей не следует смешивать с хоровыми, когда требуется что-то повторить вслед за логопедом. Нам представляется, что хоровые ответы мало полезны для младших детей, поэтому мы не рекомендуем их использовать. Тем более что эти ответы являются образцами отраженной, а не инициативной речи.
Дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую серию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».