Марина Черткова
Виртуальная экскурсия по коми избе «В гостях у Олыся»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность экскурсии :
Неглубокие знания у детей о быте и традициях Коми республики, в которой они живут, поэтому необходимо восстановление утраченных связей современного человека с культурным прошлым своего народа.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов.
Публикация «Виртуальная экскурсия по коми избе „В гостях у Олыся“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Коми
- Русская изба
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Цель экскурсии : Формирование представлений о традиционном доме коми, его внутренней планировке, мебельном наполнении.
Задачи:
Формировать представление об образе коми избы через вещи его наполняющие.
Познакомить детей с элементами декоративно - прикладного искусства коми народа;
Развивать любознательность и интерес к истории коми и культуре своего края.
Воспитание любви и уважение к труду народных умельцев и бережного отношения к предметам народного творчества.
Образовательный эффект: Дети приобретают определенную систему знаний о традиционном жилище коми, традиционном костюме, коми традиционной утвари;
Дети знают и любят играть в коми народные игры;
Дети проявляют интерес к прошлому и настоящему своего края;
Дети приобретают определенную систему знаний о коми избе;
В процессе работы с виртуальной экскурсией, у детей сформированы представления по декоративно – прикладному искусству коми края;
Воспитываются следующие качества: любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к предметам народного творчества.
Техническое обеспечение: Мультимедийное оборудование: Экран (интерактивная доска, проектор, ноутбук (компьютер).
Проектирование совместной деятельности: Виртуальная экскурсия.
Маршрут экскурсии :
Раздел 1. Тема: «Красный угол»
Раздел 2. Тема: «Печной угол»
Раздел 3. Тема: Игра «Убери лишнее.
Прохождение экскурсии
Слайд 1
Титульный слайд.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 компенсирующего вида». г. Сыктывкара образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»;
Виртуальная экскурсия по коми избе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
«В гостях у Олыся»
Автор: Черткова Марина Сергеевна, воспитатель, без категории.
Слайд 2
В. : Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит отгадать загадку.
Пролог.
Загадка про избу:
В. : Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это коми (изба)
(Нажимая на левую кнопку мыши появляется картина коми избы)
В. : Мы побываем в необычном, удивительном месте – коми избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки. Для того чтобы научиться понимать и ценить культурное наследие своего народа мы с вами знакомимся с культурой нашего края, декоративно-прикладным творчеством, изучаем быт коми народа. Все эти знания пригодятся нам сегодня! Давайте зайдем и познакомимся поближе с убранством коми избы. (Переход к следующему слайду осуществляется при нажатии на кнопку «далее»).
Слайд 3
Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь» или «Помогай бог». Ой, ребята, а кто это у нас спрятался на печке? (При нажатии левой кнопкой мыши на героя, Домовой исчезает с печки и появляется на переднем плане, включается мр3 запись с голосом героя.).
Домовой: «Здравствуйте гости дорогие. Я Олысь – хозяин дома. Я покажу вам свои владения».
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 8
Маршрут.
Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты-горницы или светлицы, она условно делилась на несколько зон, итак, наша экскурсия пройдет по следующему маршруту:
• Красный угол
• Печной гол
(Переход к следующему слайду осуществляется при нажатии на кнопку «далее»).
В. : И первая остановка Красный угол.
В. : Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем,
Как в коми повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом,
С кем делим горе и успех!
В. :. Коми изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта. Красный угол, был самым главным и почетным местом в доме. Красный угол находился в восточной стороне, напротив входа по диагонали от печи. Печь ставилась слева или справа от входа. Красный угол находился, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Место где размещались иконы. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.
Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.
Загадка: «Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги».
– Что это?. (Стол.)
В. : Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня.
Ребята, обратите внимание на полку с посудой. (При нажатии на каждый предмет левой кнопкой мыши, объект увеличивается в размерах и включается аудио запись с пояснением. Давайте познакомимся поближе и узнаем у Олыся, что ему необходимо для обихода.
Давайте заглянем с вами в сундук что же там хранили?
(При нажатии на сундук появляется коми одежда)
ФИЗМИНУТКА «Самовар»
Крутобокий самовар,
Ты кипишь, пуская пар. (руки на поясе, повороты вправо-влево)
Руки в боки, ноги в стол
И пошёл, пошёл, пошёл (ходьба на месте)
Вот варенье, вот ватрушки,
Вот вам пряники и сушки (руки в стороны, повороты корпуса влево-вправо)
Изо всех, сколь было, сил
Всех он чаем напоил. (приседание)
Запыхался от ходьбы –
Наливай ещё воды. (махи руками вверх-вниз)
Слайд 5
Раздел 2.
Тема: «•Печной угол»
В. : Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
Устье печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Тут тоже много интересного ребята. Думаю хозяин дома – Олысь, расскажет нам и об этих старинных вещах. (При нажатии на предметы включается аудио запись с пояснением).
Слайд 6
Зрительная гимнастика «веник»
В. : Ребята давайте Олысю поможем убраться в избе, ваша задача следить глазками за веником.
(При нажатии левой кнопкой мыши на веник, он начинает передвигаться)
Слайд 7 Игра «Найди лишнее»
В. : Ребята посмотрите у нас в избе что то не так!Какие то предметы стали лишними.
Эй, ребята, не зевай,
В доме утварь лишнюю убирай!
(При нажатии на лишние предметы, предметы исчезают).
Список используемой литературы
1. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993.
2. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»
3. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2). Сыктывкар,1994.
4. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.
5. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.
6. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.
7. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых