Приложение МААМ

Виртуальная экскурсия по коми избе «В гостях у Олыся»

Марина Черткова
Виртуальная экскурсия по коми избе «В гостях у Олыся»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность экскурсии :

Неглубокие знания у детей о быте и традициях Коми республики, в которой они живут, поэтому необходимо восстановление утраченных связей современного человека с культурным прошлым своего народа.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов.

Публикация «Виртуальная экскурсия по коми избе „В гостях у Олыся“» размещена в разделах

Цель экскурсии : Формирование представлений о традиционном доме коми, его внутренней планировке, мебельном наполнении.

Задачи:

Формировать представление об образе коми избы через вещи его наполняющие.

Познакомить детей с элементами декоративно - прикладного искусства коми народа;

Развивать любознательность и интерес к истории коми и культуре своего края.

Воспитание любви и уважение к труду народных умельцев и бережного отношения к предметам народного творчества.

Образовательный эффект: Дети приобретают определенную систему знаний о традиционном жилище коми, традиционном костюме, коми традиционной утвари;

Дети знают и любят играть в коми народные игры;

Дети проявляют интерес к прошлому и настоящему своего края;

Дети приобретают определенную систему знаний о коми избе;

В процессе работы с виртуальной экскурсией, у детей сформированы представления по декоративно – прикладному искусству коми края;

Воспитываются следующие качества: любовь и уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к предметам народного творчества.

Техническое обеспечение: Мультимедийное оборудование: Экран (интерактивная доска, проектор, ноутбук (компьютер).

Проектирование совместной деятельности: Виртуальная экскурсия.

Маршрут экскурсии :

Раздел 1. Тема: «Красный угол»

Раздел 2. Тема: «Печной угол»

Раздел 3. Тема: Игра «Убери лишнее.

Прохождение экскурсии

Слайд 1

Титульный слайд.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 компенсирующего вида». г. Сыктывкара образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»;

Виртуальная экскурсия по коми избе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

«В гостях у Олыся»

Автор: Черткова Марина Сергеевна, воспитатель, без категории.

Слайд 2

В. : Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит отгадать загадку.

Пролог.

Загадка про избу:

В. : Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это коми (изба)

(Нажимая на левую кнопку мыши появляется картина коми избы)

В. : Мы побываем в необычном, удивительном месте – коми избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки. Для того чтобы научиться понимать и ценить культурное наследие своего народа мы с вами знакомимся с культурой нашего края, декоративно-прикладным творчеством, изучаем быт коми народа. Все эти знания пригодятся нам сегодня! Давайте зайдем и познакомимся поближе с убранством коми избы. (Переход к следующему слайду осуществляется при нажатии на кнопку «далее»).

Слайд 3

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь» или «Помогай бог». Ой, ребята, а кто это у нас спрятался на печке? (При нажатии левой кнопкой мыши на героя, Домовой исчезает с печки и появляется на переднем плане, включается мр3 запись с голосом героя.).

Домовой: «Здравствуйте гости дорогие. Я Олысь – хозяин дома. Я покажу вам свои владения».

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 8

Маршрут.

Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты-горницы или светлицы, она условно делилась на несколько зон, итак, наша экскурсия пройдет по следующему маршруту:

• Красный угол

• Печной гол

(Переход к следующему слайду осуществляется при нажатии на кнопку «далее»).

В. : И первая остановка Красный угол.

В. : Всё лучшее, что мы есть в природе

И всюду где мы не найдем,

Как в коми повелось народе,

Мы красным искони зовём.

Есть в каждом доме красный угол,

Почётный праздничный, для тех,

Кто честь имеет быть нам другом,

С кем делим горе и успех!

В. :. Коми изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта. Красный угол, был самым главным и почетным местом в доме. Красный угол находился в восточной стороне, напротив входа по диагонали от печи. Печь ставилась слева или справа от входа. Красный угол находился, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Место где размещались иконы. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.

Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

Загадка: «Ни хвоста, ни головы,

А четыре ноги».

– Что это?. (Стол.)

В. : Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня.

Ребята, обратите внимание на полку с посудой. (При нажатии на каждый предмет левой кнопкой мыши, объект увеличивается в размерах и включается аудио запись с пояснением. Давайте познакомимся поближе и узнаем у Олыся, что ему необходимо для обихода.

Давайте заглянем с вами в сундук что же там хранили?

(При нажатии на сундук появляется коми одежда)

ФИЗМИНУТКА «Самовар»

Крутобокий самовар,

Ты кипишь, пуская пар. (руки на поясе, повороты вправо-влево)

Руки в боки, ноги в стол

И пошёл, пошёл, пошёл (ходьба на месте)

Вот варенье, вот ватрушки,

Вот вам пряники и сушки (руки в стороны, повороты корпуса влево-вправо)

Изо всех, сколь было, сил

Всех он чаем напоил. (приседание)

Запыхался от ходьбы –

Наливай ещё воды. (махи руками вверх-вниз)

Слайд 5

Раздел 2.

Тема: «•Печной угол»

В. : Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.

Устье печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Тут тоже много интересного ребята. Думаю хозяин дома – Олысь, расскажет нам и об этих старинных вещах. (При нажатии на предметы включается аудио запись с пояснением).

Слайд 6

Зрительная гимнастика «веник»

В. : Ребята давайте Олысю поможем убраться в избе, ваша задача следить глазками за веником.

(При нажатии левой кнопкой мыши на веник, он начинает передвигаться)

Слайд 7 Игра «Найди лишнее»

В. : Ребята посмотрите у нас в избе что то не так!Какие то предметы стали лишними.

Эй, ребята, не зевай,

В доме утварь лишнюю убирай!

(При нажатии на лишние предметы, предметы исчезают).

Список используемой литературы

1. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993.

2. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

3. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2). Сыктывкар,1994.

4. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.

5. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.

6. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

7. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых

Публикации по теме:

Виртуальная экскурсия «За покупками в магазин»Виртуальная экскурсия «За покупками в магазин» . 1. слайд. Представьте себе такую ситуацию – мама поручила вам купить чай, булку хлеба, килограмм картофеля и пакет молока. Как нам выполнить.

Фотоотчет «Украшаем елочку в Русской избе»Фотоотчет «Украшаем елочку в Русской избе» Здравствуйте, коллеги и друзья! Приглашаю вас на нашу елочку в музее "Русская изба". Второй год мы с детьми украшаем там елочку игрушками,.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» Интегрированное занятие в подготовительной группе. «Путешествие по крестьянской избе»Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса.

Презентация по региональному компоненту «Виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку» В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами.

Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа)Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа) 1. Общие сведения о занятии. Подготовительная группа состоит из 10 воспитанников (5 мальчиков и 5 девочек) 6-7 лет. Дети обучаются и.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Виртуальная экскурсия по родному селу Высокая Гора с презентацией Вослитатель:Ребята, давайте поприветствуем друг друга «Здравтвуйте, Исенмесез» Хеллер ничек?» Дети:» Здравствуйте, хорошо, спасибо! (Исенмесез,.

Видео «Виртуальная экологическая тропа для учащихся школы «Осенние явления в жизни растений» Бережное отношение к природе, изучение природы было актуальным всегда. Общение с природой делает человека богаче духовно. Экологическая.

Виртуальная экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина для учащихся начальной школы Экскурсия в дом-музей детского писателя 1. Мотивационный этап Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное.

Экскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». Фотоотчет Посещение музея для детей дошкольного возраста является средством приобщения к культурным ценностям и традициям родного края. Совместно.

Автор публикации:
Виртуальная экскурсия по коми избе «В гостях у Олыся»
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 10:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виртуальная экскурсия по коми избе «В гостях у Олыся»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Черткова (УИ 1261611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД